Здесь описываются основные моменты пребывания мультипликаторов из Ямало-Ненецкого округа на 17-м открытом анимационном фестивале в Суздале, проходившем с 29 февраля по 4 марта 2012 года.
«Добро пожаловать», - это про туристический комплекс на улице Коровники, 45. Отличное местечко, где, кстати, снимался фильм «Чародеи». По этим коридорам вы можете бродить бесконечно, как Фарада, взывая: «Люди!». Что некоторые таки и делают. Но это уже после открытия фестиваля.
Номер уютный, только раскладушка, предложенная для подселения третьего делегата, сломалась от первого же касания. Что понравилось, так это витражи, конструкция окна, напоминающего поезд, и, конечно, вид за окном (с неизменным приветом от Мынику). Вообще же за дни фестиваля стало понятно, почему он проходит именно в Суздале. Возможно, люди едут сюда за вдохновением, а оно здесь есть. Или искать какой-нибудь выход. По достоинству оценено коровниковское чувство юмора, когда табличка «Выход» на деле всегда означала «Закрыто».
В оформлении фестиваля бросалось в глаза, что кроме традиционной девочки с гусем, появился ещё один фестивальный персонаж – это кузнечик с кинокамерой. Придумал его Старевич, первый русский мультипликатор, 100 лет назад. В нашем фильме «Анима_Ция» тоже есть такой персонаж (автор: Егор Волков, 8 лет). Кузнечик с камерой (у нас его рабочее имя – Кузя) спускается с экрана в зал и снимает то, что показывается на экране кинематографа «Три скамейки». Стало понятно, что 17-й открытый анимационный фестиваль в Суздале проходит под девизом «100-летие российской анимации». А мы приехали как раз по этой линии, как участники проекта «100+».
Перед открытием мы встретились с авторитетами фракции «меньшевиков», представителями киностудии «Поиск» (г. Новосибирск). Все, конечно, понимают, что «меньшевики» – это те, кто работает с братьями нашими меньшими, то есть с детьми. А речь идёт именно о таких студиях (кстати, большинство фильмов, представленных на конкурс «100+», сделаны детьми).
Пётр Иванович Анофриков, фактически основатель детской анимации в России. Но он очень скромный. В нашем фильме он – один из жёлудей на Цие русской анимации в текущей его фазе. Но сам Пётр Иванович, конечно, это не одобрям-с.
Елена Роальдовна Тихонова – художественный руководитель «Женихов и помидоров» и «Короля Артура», образы которых использованы в «Анима_Ции» и ещё многих-многих фильмов и их авторов-меньшевиков.
Ирина Юрьевна Шмакова – директор студии «Поиск» и человек, привезший идеи детской анимации из Новосибирска в Салехард. Благовестница, так сказать, и просветительница.
На открытии фестиваля, которое, как и почти все фестивальные мероприятия, проходит в стенах туристического комплекса в Коровниках, был, конечно, полный зал и было весело. Остроумный конферансье рассказал, что в происхождении аниматоров замешаны древние суздальские медовухи и некие девки-недавахи. О медовухе отдельно, а девушки на фестивале красивы, как всегда красивы девушки на фестивалях.
Вначале на сцене танцевали пластичные артисты. Видимо, это были первые русские мультипликаторы Ширяев со Старевичем. Они распилили (жаль, не успели сфотографировать красивый сноп искр на сцене) цепи на ящике (но Ция, то бишь дуба, не было) и достали Прекрасную Люканиду, которая теперь будет призом жюри на суздальском фестивале анимации.
Дальше была раздача слонов за прошлые заслуги. Этим, по мнению самих ведущих, открытие представляло собой и закрытие. Так что на закрытии можно было уже и не присутствовать. Всё это шло вперемешку с показом мультфильмов из проекта «100+». Два победителя этого конкурса – детские студии. "Снова о картинах" (Сельская Детская Школа Искусств посёлка Пироговский Мытищенского района), "100 лет русской анимации" (детская студия "Мультяндия"). И ещё одна недетская, которая не зря гордилась, что всех обставила, - фильм у них и вправду, милый "Витать в облаках" (реж. Павел Лопарёв, Наталья Оленченко, студия Catout)». Жаль, не попал в этот список мультик «Приносящий удачу» Александры Евсеевой. Хотя он очень и очень достоин.
Но главная интрига открытия, конечно, была в обнародовании 100 лучших мультфильмов за 100 лет, отобранных 100 лучшими экспертами в отечественной мультипликации. Была показана замечательная нарезка из этих фильмов. Надо сказать, что наш рейтинг, данный в «Анима_Ции», во многих пунктах пересекается с рейтингом экспертов. Но в то же время он во многих пунктах пересекается и с рейтингом (и мнением) независимого эксперта Бородина. Поэтому хочется отдать дань людям, которые взяли на себя смелость составления сотни лучших. Сам Назаров, известный российский мультипликатор, получая грамоту за лучший мультипликационный фильм русского столетия «Жил-был пёс», спросил: «А я-то зачем это подписывал?». Эдуарду Васильевичу долго аплодировали, но, похоже, скромность – профессиональная черта российских аниматоров.
Вы спросите: каким образом этому замечательному деятелю мультипликационного искусства удалось проскочить через фильтры студии «Мынику» в лихое время создания «Анима_Ции» и как он умудрился не попасть жёлудем на Ций? Не умудрился. Потому как у Ция есть ещё и обратная сторона (это не намёк на 2-ю серию, а просто художественный образ). Ох, изучать русскую анимацию – не переизучать. И в этом деле, конечно, Бородину и экспертам нужны хорошие помощники. Поэтому радует большое внимание нынешнего Суздаля к детской мультипликации и множество молодых, исполненных вдохновения лиц, в коридорах и залах фестиваля. На открытии прозвучала даже милая пародия:
«Сколько детей вы с собой привезли, господа!
Администрация будет, наверное, коситься.
Я полагаю, что всё это будет носиться,
Будет носиться туда и носиться сюда».
Именно этим дети и занимались в перерывах между мультиками.
Ямальская делегация все глаза просмотрела, ожидая увидеть на открытии свою «Анима_Цию», особенно после того, как Кузнечик с кинокамерой так активно был использован в оформлении фестиваля. Да и в сравнении с другими участниками проекта «100+», как можно было оценить, фильм студии «Мынику» очень даже на уровне по исполнению и концепции. Но «Анима_Ции» в этот вечер не показали. На фестивалях такое случается, оно понятно. Для авторов свой фильм всё равно, наверное, самый лучший и любимый. Иначе, как его сделаешь? Во всяком случае, мы вошли в год столетия русской анимации отнюдь не с пустыми руками, и это позволяло чувствовать всё же вкус победы и прямой причастности к юбилею. Да и дисками мы были заряжены по обыкновению, так что донести наше почтение российскому аниматографу и его ярким представителям возможность была.
После церемонии открытия можно было гулять и радостно встречать весну в этом чудесном месте. Оно действительно очень подходит для незатяжного прыжка из зимы в весну и время фестиваля в этом смысле выбрано прекрасно.
Весна действительно наступила строго по расписанию, 1-го марта. После сдержанного 29-го явилось солнце, и наступил месяц орла (по ненецкому календарю), да простит великий суздальский гусь. Капель, искристый наст и тёплые лучи на стекле. Кроме того можно поплавать в бассейне туркомплекса перед завтраком.
Фойе оформляет эстетическая композиция на киношную тему.
Тут же на большом экране демонстрируются мультики из конкурсной программы фестиваля параллельно показам в кинозалах. Было очень интересно посмотреть фильмы «Чистый воздух» и «В каждой капле жизнь» (из цикла «Приключения Нефтяши»), «Будем белорусами» и «Ак-Барс» - у нас всё-таки интерес особый – с большим вниманием следим за новостями мульт-периферии и радует, что анимация развивается не только в столицах.
В Коровниках идёт бойкая торговля сувенирами. Галина Малькова с удовольствием показывает свои авторские работы и даёт подробные консультации по воздействию камней на человека. Ну, кто ещё может так уверенно себя чувствовать среди этого самоцветья в обрамлении ажурного металла? Конечно же, потомок Хозяйки Медной горы, уроженка Екатеринбурга! Ямальские мультипликаторы рады встрече с земляками из центра Евразии, а встреча прошла под девизом: «Художники Урала объединяются в Суздале».
За оставшееся до конгресса время мы даже успели совершить экскурсию по этому прекрасному городу.