Главная » 2012»Март»19 » Ямальцы в Суздале (часть вторая - КОНГРЕСС)
09:37
Ямальцы в Суздале (часть вторая - КОНГРЕСС)
Здесь описываются основные моменты пребывания мультипликаторов из Ямало-Ненецкого округа на 17-м открытом анимационном фестивале в Суздале, проходившем с 29 февраля по 4 марта 2012 года.
Во время фестиваля проходил 3-й Международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат». В нескольких залах проходили круглые столы, доклады и их обсуждение. Запомнились тема «Популяризация отечественной анимации через социально значимые проекты». Ещё и потому, что среди докладчиков была Женя Жиркова.
Она со студии «Пилот», работала даже с Александром Татарским, о чём мы узнали ещё в прошлом году в Новосибирске, представляя фильм «Пластилиновый Мытахо» (памяти Татарского и его «Пластилиновой вороны»). Так что мы уже не первый год отмечаем 100-летие российской анимации. Евгения вместе с Коган-Лернер Марией познакомили с достижениями детской мульттерапии, о возможностями и перспективами использования данной методики. Обсуждали и такую тему: насколько влияет на профессионального аниматора работа с детьми. Оказывается, есть мнение, что погрузившись в обучение маленьких аниматоров, профессионалы заметно теряют в качестве своей работы. Евгения Жиркова теперь уже является экспертом в обоих весовых (то есть, возрастных) категориях. Она вместе со своей коллегой не старались опровергнуть это утверждение. Но поведали о том, что работа с детьми даёт такой потрясающий заряд открытости миру, свежести восприятия и радости жизни, что это перевешивает все претензии к качеству.
«Жажда жизни», - по мнению следующего участника конгресса, члена союза кинематографистов РФ, заслуженного работника культуры РФ, Елены Роальдовны Тихоновой, - это вообще краеугольный камень детского мультипликационного творчества. Художественный руководитель киностудии «Поиск» из Новосибирска в среде детской мультипликации, наверное, уже не нуждается в представлении. Замечательно, что нынешний суздальский фестиваль и конгресс предоставили экран и слово мастерам, которые уже много-много лет воспитывают не только истинных зрителей и ценителей (в противовес потребителям), но и тех, кто в следующем столетии русской мультипликации продолжит дело Старевича, «Союзмультфильма» и всех-всех-всех. От «Поиска» мы получили в подарок диск с новыми мультфильмами, чему искренне рады.
Следующее обсуждение было, пожалуй, самым бурным. Беспалова Наталья, руководитель проекта Национального детского фонда, представляла идею создания мультфильма с детьми всей России, который Фонд намеревается провести в течение 2012 юбилейного года 100-летия российской анимации. В последнее время руководитель этого фонда известный продюсер Анатолий Прохоров уделяет всё больше внимания детской мультипликации и обучению мультипликаторов в той или иной форме. Доводилось слышать от него высказывания, что будущего детская анимация не имеет, но у детей-аниматоров перспектива, безусловно, есть. Но это было в Новосибирске в рамках других конгрессов, а в Суздале, видимо, он и был занят созданием этого будущего и этой перспективы. Прозвучал рассказ об интересном британском проекте: создании «всенародного» детского мультфильма. По городам и весям Англии разъезжал мультавтобус, везде проводились мастер-классы и юные авторы участвовали в создании общего произведения. Данный опыт планируется повторить у нас. Дискуссия шла вокруг следующих моментов. Во-первых, будет ли итоговый фильм «сборной солянкой», куда войдут отдельные законченные произведения на заданную тему, сделанные в разных детских студиях русских городов и весей. По мнению детских мультипликаторов из Владимира такая схема была бы наиболее рабочей. Пётр Иванович Анофриков (генеральный директор фестиваля детской мультипликации «Жар-Птица»), ссылаясь на свой богатейший опыт работы с юными киношниками, подчеркнул, что для маленьких кинодеятелей очень важными являются такие моменты: самому придумать и самому исполнить всё от начала до конца. Только в этом случае ребятам хватит заинтересованности и азарта продуктивно поучаствовать в этом проекте. Но здесь возник спор: получится ли при таком подходе нечто цельное, самое главное, в идейном смысле.
Представители прессы, присутствовавшие на конгрессе, этот проект поддержали с воодушевлением. Они же прогнозируют постоянную «зелёную улицу» в отношении пиара во время всех этапов производства всероссийского мульта. Но они обращали особое внимание на то, что итогом работы должно стать не просто обретение детьми нашей страны осознания участия в большой совместной работе, но и появление какой-то мощной идеи, внятной, доступной, вызывающей энтузиазм и гордость за родину, ну и просветительской в плане многообразия различных составляющих нашей большой родины. Повеяло грядущими президентскими выборами, в связи с которыми многие путешественники обзавелись открепительными удостоверениями. Но к технической реализации проекта осталось очень-преочень много вопросов. Если цель – не просто собрать готовые работы от зарекомендовавших себя творческих единиц, а вовлечь в орбиту мультпедагогики как можно больше малышни, ещё не охваченной этим вирусом, то кто будет проводить мастер-классы? Что это будет за транспортное средство? И как это всё будет координироваться? По мнению самих юных мультипликаторов, присутствовавших на суздальском конгрессе, единственной надеждой на успех этого колоссального предприятия может быть интернет. Собственно, у зарубежных первооткрывателей так и было. Именно в интернете проходили постоянные голосования за то или иное продолжение сюжета, бурно обсуждались персонажи и ещё тысяча мелочей. Как раз при помощи сети получалось как-то структурировать работу над общим фильмом и заинтересовать огромную детскую аудиторию. У нас планируют перенять этот передовой опыт, и детям интернет проект кажется очень привлекательным уже на стадии идеи. Кстати, вспомнились страницы биографии того же самого Анофрикова, который в своё время в Новосибирске запустил кинозал в старом троллейбусе, где всю работу делали дети и сами получали не только доходы, но и кучу прочих полезностей от самостоятельной организации большого дела. Конечно, троллейбус по России-матушке запустить не просто. А мы так предлагаем зафрахтовать под это дело целый поезд. Концы у нас не ближние, автомобильные дороги не везде ровные, а голубой вагон себе бежит-качается, а внутри мультстаночки, компьютеры, кинозалы…. Стоишь где-нибудь в Сейде часа четыре, - отчего же и фильм не поснимать?
Также на Конгрессе выступали Владимир Ищук, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра анимационного творчества «Перспектива» и художественный руководитель этого центра, руководитель Школы анимации, Заслуженный учитель РФ Маргарита Нагибина. Они рассказали о возможностях начального медиаобразования. Что касается салехардцев, то они хорошо знакомы с передовым опытом Ярославля, поскольку педагогический авангард этого города регулярно проводит на полярном круге всяческие курсы повышения квалификации для педагогов всех мастей. Как оказалось, и в области детской анимации им есть чем поделиться со страждущими. Живущий в Ярославле оскароносец Александр Петров, кстати, очень поддерживает мультипликаторов-детей, встречается с ними, просвещает и напутствует. С ним мы ещё побеседуем, а Ярославская делегация на этой секции конгресса отметилась ещё и презентацией своей книги – «Волшебная азбука. Анимация от А до Я» (учебное пособие для начального мультимедийного образования, «Перспектива», Ярославль, 2011).
Все, кто создавал мультики с детьми, знают (и многие на это сетуют), какой дефицит любой литературы на эту тему в нашем отечестве. Поэтому каждая новинка здесь – большое событие. И низкий поклон ярославцам (особенно, автору книги Маргарите Нагибиной) за их труд, плоды которого можно было приобрести здесь же на книжных развалах суздальского фестиваля.