Вход

Регистрация
Главная
 
Сайт мультфильма
"Пластилиновый Мытахо"
 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [47]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Сергей Волков. Киев-Салехард. Кино-воспоминания и кино-размышления накануне Года российского кино.

Узнав про грядущий Год российского кино, в гости на студию мультипликации "Мынику" пришел старейший ямальский журналист Сергей Павлович Волков. Пришёл он с кучей уникальных архивных фотографий и воспоминаний о своем вкладе и вкладе своей семьи в отечественный кинематограф: о маме, которая крутила фильмы при немцах в оккупированном Киеве, а после войны - работала на Киностудии имени Довженко; о себе, снимавшемся в на этой же киностудии в массовках; о ямальском кинопрокате конца 60-х начала 70-х годов. 

Итак, 2016 год объявлен Президентом РФ Город российского кино. Я не буду повторять известную цитату, что «кино является самым важнейшим из искусств». Цитата немного сокращена, так как далее слова «кино» идёт фраза «…кино и цирк». Но слово цирк почему-то из цитаты убрали. А я к кино имею самое непосредственное отношение. Я родился на улице Чкалова, дом 79 в городе Киеве, а на улице Чкалова, дом 79 был кинотеатр «Ударник», где работала  киномехаником моя мама. И вместо детского садика, а это были 1941-1943 годы, в детских садик попасть было трудно. Да их и не было. С 1941 по 1943 годы в Киеве немцы стояли, а кинотеатр работал. И вместо детского садика мама просто отводила меня в тёмный зал, сажала меня на свободное место, где я спокойно засыпал, глядя различные фильмы. Помню, что смотрели фильмы немецкие офицеры и солдаты. Почему-то помню, что у некоторых их них были квадратные фуражки-«конфедератки». И как мне мама объяснила, что их носили венгры. Потом этот кинотеатр немцы переименовали, как многое другое вокруг. А потом это был кинотеатр «Перемога» («Победа»).  Так он под таким названием и работал.

А мама перешла работать на Киностудию имени Довженко. Там она уже не «крутила» фильмы, а была ассистентом режиссеров киногрупп, участвовала в процессе проявки киноплёнки. Снимут за смену 300 метров, приходят, проявят. Это сейчас вся техника до того дошла, что на флешку всё записывается, а потом тут же всё это можно посмотреть. А тогда это всё сложно было. Пока проявят плёнку, а потом приходила целая группа киномехаников и спрашивают у мамы: «Пожалуйста, Валентина Яковлевна, прокрутите, что мы там наснимали!»  Вот такая у неё была работа на студии имени Довженко. А потом, после окончания школы, я сам успел сняться в нескольких фильмах на этой студии. В те времена работы в городе особой не было, и мой брат нашел на этой студии работу. Он был спортсменом, занимался борьбой, поэтому его и других спортсменов пригласили сняться в кинофильме «Как закалялась сталь». Это первая (или вторая версия), в 1957 году снимали картину режиссеры Алов и Наумов. В главной роли был артист Лановой. Это позже уже появилась многосерийная версия этого фильма с Конкиным в главной роли.  И вот пригласили моего брата, чтобы сняться в сцене драки рабочих с гимназистами. А брат позвал на съемки меня. Тому, кто дрался, платили за съемку 7 рублей, что по тем временам были большими деньгами. Ну а мы не дрались, и нам платили за смену по 3 рубля.  И еще удерживали налог за бездетность.

А с девушек, которые также получали по 3 рубля, и с которых не снимали за бездетность по 13 копеек, - они над нами шутили и подтрунивали. Потом нам это понравилось – сниматься. Мы снимались в фильме «Если бы камни говорили» по Ивану Франко, потом – в фильме «Город зажигает огни». Сценарий написал Юрий Платонович Некрасов, тоже киевлянин. И вот такие фильмы, в которых мы снимались – это был наш первый заработок. Так что кино начинало меня кормить. Потом уже были ВГИК, желание снять что-то, рассказать, показать. Но мечты не у всех, конечно, осуществляются. А то бы сейчас было бы слишком много кинорежиссеров. Это сейчас нынешние кинорежиссеры показывают в основном ментов и бандитов. А тогда показывали историю – было много исторических фильмов про Ушакова, про Нахимова, про Мичурина.

Но были тогда ещё фильмы, которые выходили по нескольку раз, а вначале фильма шла такая «шапка», что «Этот фильм взят в качестве трофея во время Великой отечественной войны». Ну, тогда наша кинофикация ещё не развернулась, а наши доблестные войска захватили Германию и её кинофикацию, и все эти фильмы можно было показывать и не платить никакой налог. Из этих фильмов очень хорошо запомнился «Тарзан» - в детстве все мы кричали голосом Тарзана. Ну а потом такие фильмы, как «Робин Гуд» и хлынувшие тогда на экраны фильмы Диснея, такие, как «Белоснежка». Если бы не было войны, то эти фильмы мы бы не захватили и тогда бы не увидели. И наши фильмы тоже были изумительные.  Мы смотрели довоенные фильмы. Один «Чапаев» чего стоит! А фильм Довженко «Щорс»? Когда Александр Довженко снял этот фильм, то на гонорар от фильма он построил на территории киностудии павильон Щорса, и в этом павильоне снимался фильм «Как закалялась сталь»…

А теперь давайте сразу перенесёмся в Салехард. И у меня сразу было желание познакомиться с кинофикацией Салехарда. А в кинофикации Салехарда работал директором Леонид Пушников. Тогда же не было никаких телевизоров на Севере. Это были 1967-1969 годы. В Салехарде тогда были кинотеатры «Полярный», «Мир», и, конечно, Дом культуры ДОКа, Дом культуры рыбоконсервного комбината. И на Ямале был отдел кинофикации. И вот у меня остался Каталог действующих фильмов, в котором было несколько тысяч наименований.

Эту книжку можно читать и изучать. Какие тогда в прокате были фильмы, какие показывались бесплатно. Некоторые фильмы с возрастными ограничениями до 16 лет. Потом, когда пришли новые годы, я этот каталог взял и посмотрел. Какие фильмы были хорошие! Вот на букву «Я» - «Ямал – край земли». Вот спросить бы у кого-нибудь, в ямальском кинопрокате(поскольку Леонида Пушникова нет, он уехал), спросить, а где эти все фильмы, не одна тысяча фильмов? А мне с прискорбием сказали, что все эти фильмы, весь этот архив сгорел.

Плёнка тогда была очень дорогая, её нужно было сдавать. И фильмы даже сжигали. Поскольку плёнка сыпется, а в ней содержится серебро. И вот некоторые фильмы просто сжигали, чтобы сдать их пепел. И даже был какой-то план по сдаче пепла. И вот так этот пепел сдавали-сдавали, а потом, видимо, устали, что-то видимо закоротило, и весь архив сгорел. И остался только каталог, чтобы посмотреть, сколько было фильмов короткометражек, учебных и других. Эту книжку я читаю и вспоминаю каждый фильм. И моя мама, когда смотрела по телевизору кино, иногда говорила:  «Ой, над этим фильмов я работала! Вот этот фильм «Тени забытых предков». Параджанов приходил, я ему крутила фильм, показывала. Ой, Янковский тут играл!»  Вот такие приятные воспоминания.

А вот Балаян и его фильм «Полёты во сне и наяву». А вот и сам Балаян и подпись:  «Наташе и Вале за годы давней и взаимной симпатии. Роман Балаян». Этот Роман Балаян еще был молодой. А вот и сама мама. Это стоит на студии мама. Они ходили, группа киномехаников, в белых костюмах. В белых халатах, как врачи. А вот и сама мама. Стоит у киноаппарата. Был такой киноаппарат, назывался «Украина». Заряжается плёночка, смотрится. Такая была техника. Ну, сейчас если об этом показать и рассказать, нет, это каменный век. Сейчас никто не поверит, что такое было возможно. Я когда здесь ездил по посёлкам, то видел, что лет 10-15 тому назад такой киноаппарат стоял в поселке Катровож. И в этой кинобудке жили люди. Я им говорю, как вам повезло. А они мне отвечают, да нам повезло, мы, как на кухне, в этом киноаппарате прячем  продукты вместо холодильника…

А вот и мама. Тоже весёлая такая. Она очень много рассказывала про киностудию имени Довженко. Много рассказывала про режиссеров и артистов, всех тех, с кем она работала. Она очень интересно рассказывала, как молодой 20-летний Никита Михалков ходил по студии, Василий Шукшин в кирзовых сапогах ходил по студии, также молодой и неженатый. Только потом женился он, там же на студии имени Довженко нашёл он жену Федосееву. А я думаю о том, что все, кто меня сейчас читает, должны внимательно слушать своих родителей. Ведь родители много интересного рассказывают. А потом все это уходит, забывается. И, как говориться, «близок локоток, но не укусишь»…

Беседовал Михаил Коробов

г. Салехард, 9 октября 2015 г.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

"Аниматограф на краю земли" или программа "Бодрое утро" (ОГТРК "Ямал-Регион") в гостях у Объединения мультипликации "Мынику"

2016 объявлен Годом российского кино!

Ямальский журналист в гостях у юных мультипликаторов

Сергей Волков встречает Год российского кино

 

Категория: Мои статьи | Добавил: miniku (02.11.2015)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017