Торжественный день завершения мультфильма
Михаил Коробов: - 13 июня 2013 года, Детско-юношеский центр,
Объединение мультипликации «Мынику». Мы рады приветствовать всех собравшихся на
окончание работ по завершению 4-й серии «Арктических спасателей» Снежаны
Хабиевой.
Екатерина Степонайтис: - Присутствуют руководитель объединения
Михаил Геннадьевич Коробов, преподаватель Екатерина Сергеевна Степонайтис,
Снежана и её подруга Женя, которая тоже хочет заниматься мультипликацией в
следующем учебном году более плотно и уже начала. А сейчас мы поговорим обо
всём, по поводу чего мы здесь собрались.
Приятно получить диск с собственным мультфильмом из рук Светланы Николаевны Кассис, заместителя
директора по учебно-воспитательной работе Детско-юношеского центра.
А новобранцам подарки - авансом
Михаил Коробов: - Первый вопрос к виновнице торжества. Снежана, что ты
чувствуешь в это день?
Снежана Хабиева: - Ну, восторг. Радость. У меня есть один вопрос: почему
именно «Арктические спасатели»? (общий смех, аплодисменты)
На монтаже «Арктических Спасателей»
Екатерина Степонайтис: - Браво! Супер! Вопрос у автора одного из эпизодов
сериала. Что именно тебя интересует: почему такое название или почему что? Если
бы ты читала интервью Андрюши Свытюка, ты бы поняла. Хорошо, объясняю для тех,
кто не помнит, и для тех, кто не знает. В прошлом году, или даже в позапрошлом
году было задание на лето для тех, кто давно занимается, - придумать свой сценарий.
И, помнишь, Марсел принёс сценарий: белый медведь попал в передрягу, попал в
снежную бурю. Вот. Но сценарий был как бы немножечко незавершенный. И тут он
его доделал в начале года учебного: сделал такой конец, что Мынику спас там
Медведя, в конце концов. А у других ребят, ребят много было, своих идей пока не
было на сценарии. И всем понравилось, что у него уже есть свой сценарий, он
делает свой фильм. Всем понравилось, и тоже захотели. И тут мозговой штурм
совершили, стали думать и решили, что каждый может сделать такую маленькую
серию. И у каждого может быть такая ситуация в фильме, а поскольку своих идей у
других авторов не было, то решили взять такую же ситуацию спасения из какой-то
сложной передряги, спасения кого-то кем-то. Решили сделать по принципу домино:
то есть, в одной серии, предположим, медведь спасает лайку, а в другой серии
уже медведь попадает в сложную ситуацию и его спасает кто-то следующий
(Мынику). А в следующей серии Мынику оказывается где-то как-то с проблемой и
его тоже кто-то выручает. Персонажи взяли наши, северные, поскольку мы
стараемся рассказывать о том, что нам близко, о нашей жизни. А почему 13 серий?
Да потому, что ещё решили привязать к году, к месяцам года. А почему 13 именно
месяцев года? Потому что календарь решили взять не обыкновенный, традиционный,
а ненецкий календарь. У ненцев, знаете, да, добавляется один месяц или между
апрелем и маем, по-моему, или после декабря.
Снежана Хабиева: - На новый год.
Екатерина Степонайтис: - Да, между декабрём и январём. Месяцы
исчисляются по луне. Набегает время ещё на один месяц. И в зависимости от погоды:
если зима длинная, то в декабре добавляют. Вот. И так получились «Арктические
спасатели». Не знаю, что ещё добавить, вообще-то ты должна побольше
рассказывать, а не я.
Михаил Коробов: - Мы ответили на твой вопрос, Снежана?
Снежана Хабиева: - Да, ответили.
Хабиева, к доске! Дайте-ка автограф, пожалуйста!
Михаил Коробов: - Расскажи, пожалуйста, чем тебе понравилась именно
эта история, где Хорки спасает Мынику? Ты выбрала историю, где два известных
мультипликационных ямальских персонажа: это дух песни Севера птица Мынику и ещё
одна птица – Хорки. Чем тебе близки эти персонажи? Про Мынику и Хорки расскажи,
пожалуйста.
Снежана Хабиева: - Ну, знаю Мынику. Я смотрела мультфильм «Как
Нянчедо Мынику учил человека летать». А про Хорки я знаю мультик «Как Хорки…»,
забыла название.
Екатерина Степонайтис: - «Почему у куропатки глаза красные».
Снежана Хабиева: - Да. И там, в мультике «Мынику», почти никто не
научился летать, и потом у Мынику отняли голос. А Хорки, ему было холодно, он
не хотел улетать на юг. И он потом заплакал, и плакал долго. И у него стали
очень сильно глаза красные.
Екатерина Степонайтис: - То есть, тебе эти персонажи были знакомы,
близки и захотелось про них сделать. А месяц как тебе март? Ты какой месяц
любишь?
Снежана Хабиева: - Май.
Екатерина Степонайтис: - Почему?
Снежана Хабиева: - Ну, не знаю.
Екатерина Степонайтис: - Да признавайся, признавайся. Все знают,
что у тебя в мае День рождения. Ещё в мае окончание учебного года, -
замечательный месяц!
Снежана Хабиева: - Да. Замечательный. И ещё у меня любимый месяц
август. Потому что мы в августе постоянно уезжаем или улетаем на юг.
Михаил Коробов: - Получилось так, что ты двух персонажей из разных
мультфильмов объединила в одном. Как тебе этот факт, что у тебя впервые в твоём
мультфильме…. Хотя, нет. Они появлялись уже в «Пластилиновом Мытахо» вместе.
Снежана Хабиева: - Ну, в «Мытахо» они как бы не очень общались, а вот
в моём мультфильме они общались, и Мынику говорил: «Спасибо».
Екатерина Степонайтис: - Я согласна, что они больше раскрылись в
твоей серии, чем в «Мытахо», где они просто номинально представлены. А как ты
думаешь, насколько тебе удалось раскрыть характеры персонажей? Как тебе вообще
исполнение твоих персонажей? Насколько я знаю, ты довольно критично относишься к
ним сейчас. Ты своих персонажей сейчас критикуешь за то, как они изображены.
Правда или нет?
Начало работы над персонажами
Снежана Хабиева: - Хи-хи-хи. Да, правда. Потому что я к вам попала
в 9 лет. И тогда такие некрасивые персонажи у меня получались. И сейчас мне они
не очень нравятся.
Екатерина Степонайтис: - В дальнейшем ты как планируешь, что делать
с персонажами?
Снежана Хабиева: - Если я буду делать следующий мультик, то я
постараюсь рисовать персонажей намного лучше.
Михаил Коробов: - Это же дело мастерства всего лишь, да?
Снежана Хабиева: - Ну да.
Михаил Коробов: - Вот Мынику у нас уже 2 раза был, в 2-х сериях
«Арктических спасателей»: у Марсела, где он спас белого Медведя, там он в
активной роли спасателя выступал. А в твоей серии Мынику выступал в роли
спасаемого. Можешь сравнить Мынику Марсела и своего Мынику?
Снежана Хабиева: - Ну, не знаю. У Марсела как бы Мынику храбрый. А
тут, в моей серии, он чуть-чуть боязливый и боится огня. И солнца.
Михаил Коробов: - А как он выполнен, как нарисован, Мынику Марсела
и Мынику твой, на твой взгляд?
Снежана Хабиева: - Мне кажется, что у Марсела он лучше, потому что
он давно уже ходит на мультипликацию. Поэтому он как бы лучше нарисовал
персонажа. Но у всех людей по-разному получается рисовать, делать что-то.
Екатерина Степонайтис: - На самом деле, я считаю, что каждые персонажи
в ваших сериях, они хороши по-своему. Потому что да, действительно, ты только пришла,
первый раз села за компьютер. И мы не просто тренировались что-то там рисовать,
изображать, а мы сразу это начали делать для фильма. Конечно, это сложно.
Естественно, с человека нельзя много требовать, когда он первый раз это делает.
Но они по-своему милые, мне твои персонажи по-своему нравятся каждые. У них
есть своя особенность, тела такие круглые, крылья такие…. Кто-то рисует больше
похожие на руки человеческие, у тебя такие формы более округлые. Тут дело даже
не в том, что они плохо выглядят на твой взгляд сегодняшний, а дело в том, с
чем мы потом сталкиваемся. Фильм-то делается долго. И постепенно чему-то вы
учитесь, учитесь, учитесь. У нас уже возникают, предположим, сложные движения
этого персонажа. И если он плохо разработан, то, сама знаешь, движения
получаются плохо. Вот. И поэтому…. Снежана помахала мне сейчас рукой так, как
Мынику и Хорки машут в конце крылышками. Ха-ха. Я даже не знаю надо ли знать об
этом читателям? Руководитель Объединения сказал: «Пусть знают». Пусть знают.
Михаил Коробов: - Женя, ты сегодня присутствуешь на торжественном
мероприятии – окончании работы над фильмом. Расскажи о своих впечатлениях.
Подружке было интересно: как подбираются звуки для мультфильма в
компьютерной фонотеке?
Женя Обухова: - Мне очень
понравилось, как Снежана сделал мультик. Во-первых, потому что Хорки был
храбрый, он не побоялся. Бывают люди, которые, например, что-то случилось с
человеком, убегут и не помогут.
Михаил Коробов: - А бывают птицы, что помогут птице.
Женя Обухова: - И ещё бывают такие люди, когда их спасают, они
потом просто промолчат, ничего не говорят. Или скажут что-нибудь такое, что
тебе самому даже неприятно, что такое сказали.
Екатерина Степонайтис: - А вопрос какой-нибудь ты бы хотела задать?
Попробуй.
Женя Обухова: - А вы когда-нибудь делали сами мультик, пытались сделать?
Екатерина Степонайтис: - Самостоятельно? Кто? Я? Да, я делала
самостоятельно мультфильмы. Это были мультфильмы про, ха-ха, про Мынику. Я
когда тоже начала только знакомиться с этой программой компьютерной….
Мультфильмы же бывают разные по технологии. Мы сейчас пока занимаемся в основном
компьютерной анимацией, но планируем буквально в следующем учебном году и
другие виды мультипликации осваивать: объёмную анимацию, перекладку – на мультстанке
будем делать мультфильмы. А когда я знакомилась с компьютерной программой, я
тоже, вот как Снежана – она пришла, села, и сразу пришлось нарисовать героев
своей персональной серии. И у меня тоже самое было, что я не тренировалась
долго-долго, а сразу первые попытки превратила в маленькие мультфильмы.
Коротенькие, не такие большие, как у Снежаны серия, с рассказом, а просто
маленький этюд, 15-20 где-то секунд. Что-то там происходит с Мынику: он
взлетает, не получилось, он упал. Взлетает, стукнулся головой о стелу Полярный
круг, опять упал. Вот такие малюсенькие мультфильмы. Они были очень страшные по
исполнению, понятно было, что это человек только-только взялся за освоение
программы. Но между тем, это сразу получились мультики. Конечно, их, по-моему,
нигде не показывали, но если вы захотите, ха-ха-ха, мы вам когда-нибудь их
покажем.
Снежана Хабиева: - А можно спросить, откуда взялись Мынику, Тайку и
Хорки. Вообще, как они произошли?
Михаил Коробов: - Мынику – это персонаж ненецкого фольклора. Он
упоминался некоторыми этнографами, которые изучают фольклор народов Севера.
Ездят по тундре, по стойбищам, записывают рассказы старых людей, которые помнят
древние устные сказания, передаваемые из поколения в поколение. Один из таких
этнографов из Екатеринбурга, Андрей Головнёв, написал книгу «Говорящие культуры». В этой книге
Екатерина Сергеевна и столкнулась с упоминанием Мынику. Там было 2 или 3
упоминания, по-моему, всего. Вот эта книга.
Снежана Хабиева: - Древняя как будто. Тут всё стёрто…. А тут
автограф поставлен.
Михаил Коробов: - Автограф автора. В 1997-м году. И вот Екатерина
Сергеевна, познакомившись с этой книгой, нашла этого Мынику, который никак не
был проявлен. Он был фактически вступительным словом к истории, переключателем
каналов, если проводить аналогии с современностью. Тот, кто приносит вести. И у
неё возникла идея сделать его главным героем, а не второстепенным, как он
представлен в ненецком фольклоре. Так появились первые комиксы «Как
Нянчедо Мынику учил человека летать». Это было в 1998-м году, а в
2005-м был сделан фильм по этому комиксу. А в 2009-м году появилась уже детская
студия мультипликации «Мынику» в честь этого персонажа.
Снежана Хабиева: - Мне было тогда 7 лет. И как раз детская мультипликация появилась.
Страница комикса про
Мынику (1998)
Постер мультфильма про Мынику (2005)
Михаил Коробов: - Вот, про Мынику я рассказали кратко.
Тайку-Путешественник – это персонаж, который придумали на Ямале, в городе
Губкинский. В этом городе есть Музей освоения Севера. Сотрудники отдела
музейной педагогики этого музея, чтобы проводить экскурсии с детьми, придумали этот
персонаж в начале 2000-х годов. А в 2006-м году они решили сделать небольшой
мультипликационный клип в 3D
технике, объёмной мультипликации, где Тайку-Путешественник поёт песенку. Он не
такой, как куропатка Хорки: Тайку не плачет, Тайку весёлый и добрый малый. А в 2007
году сотрудники этого музея сделали компьтернуюигру с этим персонажем. Наша
ямальская анимация с момента её возникновения сразу же пошла по «персонажному»
пути: созданию интересных персонажей, потенциальных брендов. Первым стал
Мынику, вторым - Тайку-Путешественник, берестяной короб, который распространён
у лесных ненцев. А третьим стал куропач Хорки. В 2007-м году Тагна Романова,
режиссёр ОГТРК «Ямал-Регион», сделала первую серию приключений куропатки Хорки -
«Почему у куропатки глаза красные». А в 2008-м вторую серию - «Кто съел
лепёшки». И вот Мынику, Тайку-Путешественник и куропатка Хорки являются как бы
тремя столпами ямальской мультипликации, тремя китами, ха-ха, птицами, тремя
персонажами, самыми главными.
"Тайку-путешественник" (2006)
Куропатка Хорки (кадр из мультфильма "Почему у куропатки глаза красные", 2007)
Екатерина
Степонайтис: - Я возьму микрофон на секундочку. Мне кажется, что Снежана
над нами издевается: она хочет, чтобы мы пока разговаривали, они бы съели все
шоколадки и конфеты, и печенье.
Снежана Хабиева: -
Хи-хи-хи.
Екатерина
Степонайтис: - Потому что про Мынику, Тайку и Хорки мы, по-моему, столько
говорили, что она просто насмехается сегодня над нами. Во-первых, сначала
спросила про Арктических спасателей, а потом про Мытахо. Я думаю, что, может
быть она ещё хочет, чтобы мы здесь для Жени провели персональный урок
мультипликационного краеведения.
Снежана Хабиева: -
Это правда. Чтобы Женя знала побольше о мультипликации, чтобы ей больше
было понятно. Это я стараюсь для своей лучшей подруги.
Екатерина
Степонайтис: - Молодец, Снежана. А теперь Женю послушаем.
Женя Обухова: - Я
хочу Снежане задать вопрос: ты хотела бы делать мультики ещё, ещё и ещё. Ну, не
знаю, ну, где-нибудь до старости ты бы хотела их делать (ха-ха)?
Снежана Хабиева: -
Хи-хи. Ну, не знаю. Может, - да. А может, - и нет. Ну, как получится.
Женя Обухова: - А
тебе нравится делать мультики?
Снежана Хабиева: -
Да.
Женя Обухова: - Очень-очень?
Снежана Хабиева: -
Да, нравится.
Екатерина
Степонайтис:- А что именно тебе нравится в этом процессе?
Снежана Хабиева: -
Мне нравится делать раскадровки, сочинять сценарий и особенно делать
персонажи.
Екатерина
Степонайтис: - Жень, ты знаешь, что такое раскадровка? Ты её раскрашивала,
пока Снежана доделывала титры своего мультфильма. Что такое раскадровка,
Снежана?
Снежана Хабиева: -
Там, где написаны сцены мультфильма: 1-я сцена, 2-я, как у сосульки
капелька появилась. А сценарий – это история придуманного мультфильма.
Раскадровка мультфильма «Хорки спасает Мынику»
Екатерина Степонайтис: - Чтобы создать фильм, нужно сначала
придумать историю: о чём он будет. Придумал историю, текст написал. Но тебе
нужно представить, как она будет показана, что за чем будет следовать. История
– это работа сценариста. Писатель, литератор, - в кино он называется
«сценарист», - тот, кто пишет сценарий для фильма. Дальше вступает в дело
режиссёр. Его задача - увидеть, как это будет показано. Работа эта, сама
видишь, очень сложная – сделать мультфильм. И с бухты-барахты не поймёшь, что
должно быть на экране. Сначала мы это делаем на бумаге: сцена за сценой, эпизод
за эпизодом, мы расписываем, какие планы будут. Ты помнишь, что такое план, и
какие они бывают?
Снежана Хабиева: - Бывает крупный, бывает общий план и средний
план. Крупный план – это там, где, например, одно лицо человека, средний план –
это там, где полтела человека, а общий план – это когда он стоит в городе,
например, и там показана улица, где он стоит и сам человек.
Екатерина Степонайтис: - Хе-хе, слава Богу, Снежана, ты не
заставила нас об этом рассказывать, спасибо тебе. На самом деле, всё правильно.
Эти подробности и детали мы будем потом обсуждать. Всё это важно для
раскадровки. Ещё мы должны знать ракурсы, кто у нас в профиль будет, кто в
анфас, - понимаешь, что это такое? – сзади персонаж или спереди виден. Вот эти
все моменты мы отражаем в раскадровке.
Михаил Коробов: - Вернёмся к сценарию, Снежан. Как пришла идея
такой истории про Мынику и Хорки?
Снежана Хабиева: - Я даже не помню, потому что у меня
кратковременная память.
Екатерина Степонайтис: - Я считаю, на этот вопрос она немножко уже
ответила, почему выбрала их. Их характеры и какие-то факты, уже известные о
них, подсказали, собственно говоря, ход сценария.
Снежана Хабиева: - Я хочу задать Жене вопрос. Женя, ты хочешь в
жизни делать мультики такие, про Хорки, Мынику и Тайку?
Женя Обухова: - Да. Я когда увидела, как ты делала, мне очень
интересно стало. Но их же надо делать так, чтобы всем понравилось, чтобы без
одной ошибки делать.
Екатерина Степонайтис: - А что тебе запомнилось из процесса
анимирования? Долго-долго мы встречались, ты много работала, делала анимацию.
Что такое анимация? Оживление, да?
Одна из любимых сцен автора (Кадры из мультфильма "Хорки спасает Мынику", сериал "Арктические Спасатели")
Снежана Хабиева: - Мне из эпизодов больше всего понравилось, как
Хорки ударился головой о сосульку, у него звёздочки над головой были. А вот
самое трудное было там, где были частицы. Частицы это как бы, например звёзды
на небе. Чтобы их много не рисовать, там специальная функция «частицы» в программе
есть. И мы одну частицу рисуем и в настройках делаем так, чтобы их было много.
Мне было сложно с 15-ой, 16-ой и 17-ой сценами. Это было самое сложное. Мне
помог Василий Коробов. Я всё запоминала, конечно, не так, чтобы наизусть, но
так, чтобы можно было помочь кому-то сделать частицы.
Проконсультируй нас, Вася, по "частицам"!
«Слезы ручьями» сделаны с помощью эффекта «частицы» в программе Anime Studio Pro
Екатерина Степонайтис: - Я вспоминаю твоё удовольствие особенное,
когда у тебя возникали идеи, которых у нас не было в первоначальном варианте,
как в той сцене, где у Хорки над головой звёздочки. И вот исполнение,
реализация таких идей тебе больше всего доставляли удовольствие. Ты готова была
тогда долго сидеть, это делать. Ещё какие-нибудь помнишь такие идеи?
Снежана Хабиева: - Сейчас, нужно вспомнить мультфильм….
Екатерина Степонайтис: - Как давно это было! (общий смех)
Снежана Хабиева: - Мне ещё понравилось, когда у Хорки в глазах и
солнце, и Мынику. Это же невозможно увидеть одновременно: и солнце, и Мынику.
Это же похоже на дурдом какой-то!
«Это же дурдом
какой-то!»
Екатерина Степонайтис: - Тем и прекрасна мультипликация, что в
отличие от документальной съёмки она позволяет сделать любое чудо, любое
превращение. Поэтому, когда будете думать над следующими своими сценариями, это
тоже учитывайте. Чем больше чудес, тем красочнее и привлекательнее будет ваш
фильм. Конечно, это не обязательно, фильм может быть и о простых каких-то
вещах, но тогда у него должен быть стиль свой особенный, необычный угол зрения,
под которым мы смотрим на самые даже простые вещи. Но мультипликация позволяет
многое, очень многое. Её возможности нужно стараться использовать максимально.
То есть, можно фантазировать без конца и всё это ты можешь воплотить.
Михаил Коробов: - Уже есть, может быть, какие-то идеи на новый
фильм? Снежана, поделись, если есть.
Снежана Хабиева: - Не знаю. Я вот ещё думаю, гуляю. Может, как-то
я, когда мне было около 8- 9 лет, я писала сказку. Я тогда глупая была. Девочка
читала книжку и попала в эту книжку.
Екатерина Степонайтис: - Не знаю, что тут глупого. Нормальный,
достаточно традиционный приём.
Снежана Хабиева: - Написано просто не по правилам русского языка.
Михаил Коробов: - С ошибками что ли?
Снежана Хабиева: - Я не знала тогда ещё, где знаки надо ставить, с
ошибками….
Михаил Коробов: - Но это ничего, ты же сейчас закончила уже 4
класса, да? Ну-ка, расскажи немножко о школе, о классе своём, как закончила
год?
Екатерина Степонайтис: - Да, ты же закончила свою серию здесь, а в
школе ты уже окончила начальную школу и перешла в среднее звено.
Михаил Коробов: - Двоек много?
Снежана Хабиева: - Ну, средне. А так-то я хорошо учусь.
Екатерина Степонайтис: - Откуда двойки?! Первый раз слышу! Что
вскрывается! (общий смех)
Снежана Хабиева: - И тройки бывают, и двойки.
Екатерина Степонайтис: - Ну, годовые-то? Нет никаких троек и двоек?
Снежана Хабиева: - Нет, в четвертях нет.
Екатерина Степонайтис: - Давайте я вам анекдот расскажу. В школе
начинаются занятия, и учитель говорит детям: «Те, кто будет учиться на 4 и 5,
попадут в рай. А те, кто будет учиться на 3 и 2, попадут в ад». Вдруг с задней
парты раздается голос: «Скажите, а есть
шанс закончить школу живым?» (общий смех)
Снежана Хабиева: - Так-то у меня очень дружный и весёлый класс. Все
дружат: мальчики с девочками, девочки с девочками. Вот так вот. А вот в
параллельных моих, в «Б», «В» классах, там только дружат девочки с девочками,
мальчики с мальчиками, всё. И это не очень весёлые классы, не дружные. Нам все
учителя говорят то, что мы весёлый, дружный класс.
Екатерина Степонайтис: - А знают твои одноклассники, что ты
занимаешься мультипликацией?
Снежана Хабиева: - Некоторые да. Я всем говорю, но некоторые вообще
не помнят этого.
Михаил Коробов: - У вас проблемы с кратковременной памятью в
классе?
Снежана Хабиева: - Хи-хи, ну да. (общий смех)
Екатерина Степонайтис:- Поэтому они весёлые и дружные. Они не
помнят, что за гадости вчера друг другу наделали. На следующий день приходят:
«Ой, приве-е-ет, а у нас всё хорошо»!
Михаил Коробов: - А учительницу как звали вашу?
Снежана Хабиева: - Дудникова Людмила Михайловна. Она учила моего
дядю и маму, и дядиных друзей.
Екатерина Степонайтис:- Это вдова писателя Николая Дудникова? Она
знакомила вас с произведениями писателя Николая Дудникова, своего мужа, ныне
покойного?
Выступает Л.М. Дудникова - почетный гость
4-ой Недели ямальского мультфильма (ЦБС Салехарда, январь 2010 г.)
Снежана Хабиева: - Я как-то читала какую-то книжку, там было
написано: «Николай Дудников». Я просто была в шоке. И потом мне было жалко,
потому что у Людмилы Михайловны много умирало родственников. Мне её жалко было
и мне было жалко с ней расставаться. Она из поколения в поколение с нами. Мне
мама обещала, что когда мы приедем из отпуска, я её в сентябре не увижу, но
когда мы приедем из отпуска, я к ней заеду в гости и мы пообщаемся с ней.
Екатерина Степонайтис:- Она у вас все 4 года была? Грустно
расставаться….
Снежана Хабиева: - Да.
Екатерина Степонайтис:- Ну, теперь, наверное, одноклассники твои не
забудут, потому что у тебя теперь целая твоя серия есть. И ты покажешь им
обязательно, или мы пригласим их на премьеру. И они увидят твою серию «Арктических
спасателей», смогут задать тебе любые вопросы, пообщаться с тобой на эту тему. Скажи,
а в каких ещё наших проектах ты принимала участие?
Готовится свежий номер
стенгазеты «МультГаз»
Снежана Хабиева: - Я помогала делать наши студийные газеты
«Мультгаз», делала коллажи для выставки «Мультстрана 1912-2012». Ещё мы
создавали мультфильм «Анима_Ция». Там я много рисовала, анимировала и
озвучивала. Там нарисовали девочку с мальчиком, и мальчик только узнал об этом
дереве дубе. А девочка ему рассказала, что это дерево – Ций. И я эту девочку
озвучивала. Я рисовала всякие рисунки. Мне сначала не нравилось. Я свои рисунки
также критиковала, как своих персонажей. Персонажи из наших мультиков русских:
Кораблик, Вини-Пух, гномик Вася. В разных техниках мы рисовали, мне понравилось
больше всего мелками. Мелки – это как карандаши, только чуть-чуть поярче.
Красками мне не очень нравилось рисовать: ты мараешься, кофту мараешь. Я как-то
раз сюда пришла в своей школьной форме. И рисовала мелками и замарала кофту. И
она отстиралась от мелков, - вот что мне в мелках больше понравилось. (общий смех)
Рисовали карандашами и красками, но больше понравилось мелками
Снежана Хабиева: - Ещё мне больше понравилось проводить по
Детско-юношескому центру, по нашему объединению мультипликации экскурсии
всякие, показывать детям, как мы делаем мультики, понравилась презентация
компьютерной игры про Тайку-Путешественника.
Екатерина Степонайтис: - Тогда пришли ребята из санаторно-лесной
школы, и мы им показывали эти игры про Тайку и «Как добывают нефть и газ». Они
вообще первый раз за компьютером сидели.
Снежана Хабиева: - они не знали, как мышкой управлять. Это было
сложновато – учить, разучивать, повторять. И это было весело. Трудновато, но
всё равно, это же дело какое-то. Без дела ты не живёшь как бы.
«Без дела ты как
бы не живёшь»!
Михаил Коробов: - Снежана, расскажи, пожалуйста, про тот костюм, в
котором ты выступала на открытии 6-й Недели Ямальского мультфильма.
Снежана Хабиева: - Я была в том купальнике, в котором танцую танец
с лентой. Мне дали обруч и шляпу мне одели на голову, и нарисовали мне на лице
усики. Я изображала…. Забыла, как его фамилия.
Михаил Коробов: - Вспоминай. Прошлый год был годом столетия
российской анимации. Ты помнишь фразу, которую ты говорила в мультфильме
«Анима_Ция»? «Ой, а что это там сияет», - спросил мальчик. А девочка ответила:
Снежана Хабиева: - «Ты разве не знаешь? Вот уже 100 лет этот
волшебный свет всем в нашем Лукоморье дарит Анима Ция». Это мы озвучивали у
Чернова Михаила на студии, в доме у него. Был сильный мороз на улице, я была в
болоньевых штанах, и мне дали чужие шорты, чтобы было не жарко, и я была в них.
Михаил Коробов: - С обручем? (общий
смех)
Снежана Хабиева: - Не-е-е-ет.
Записываем голос за кадром для мультфильма «Анима_Ция»
на студии Михаила Чернова
Записываем голос за кадром для «Арктических спасателей» на студии
«Мынику» в Детско-юношеском центре
Екатерина Степонайтис: - Ты вспомнила фамилию первого аниматора
российского? Ши…
Снежана Хабиева: - Ширяев! Ура!
Екатерина Степонайтис:- А второй?
Снежана Хабиева: - Мы проводили экскурсию в «Наследии», и там я
рассказывала про Ширяева и Старевича. Потом мы рассказывали стихи и мне
руководители сказали, чтобы я переоделась в Ширяева.
Екатерина Степонайтис: - Но вот Женя, например, не знает. Мы
говорим: «Ширяев – это мультипликатор». А почему ты была в купальнике и с
обручем? Разве все мультипликаторы в купальнике и с обручем? Мы-то, вроде, в
штанах сидим и в футболках. (общий смех)
Снежана Хабиева: - Я не помню.
Екатерина Степонайтис: - Плохо. Хоть он и был первым
мультипликатором, первым начал делать мультфильмы, на самом деле он был
балетмейстером и танцором театра. Да, точно, не вру?
Снежана Хабиева: - Ох, да-да.
А первый русский
мультипликатор Александр Ширяев был в купальнике, с обручем и с усами!
Екатерина Степонайтис: - И одиним из самых знаменитых его танцев
был танец с обручем. Вот там у нас кадр из мультфильма висит, где Ширяев стоит
с обручем. И Снежана его изображала. И у него были усы, по фотографиям судя.
Поэтому Снежане нарисовали такие усики.
Снежана Хабиева: - Специальными красками для лица. Это было смешно.
И смешно, и мне в итоге было холодновато, конечно там. Это было зимой, в
ноябре. Это было с одной стороны, смешно, с другой стороны, серьёзно.
Мама Лариса Ахкифовна Хабиева – самый активный родитель!
Екатерина Степонайтис: - И твоя мама Лариса там была. В этом году на
нашем фестивале «Неделя ямальского мультфильма» Снежанина мама получила
специальный диплом «Самый активный родитель», потому что она нам помогала очень
часто.
День святого
Валентина – один сплошной восторг!
Снежана Хабиева: - Да, она нам помогала на День Валентина. Мальчики
сделали газету из открыток сердечками, сделали всякие цветочки и свои
фотографии. А мы для мальчиков сделали сердечко из горящих свечек. Это было
очень красиво. Пришли родители юных мультипликаторов и гости. Это было очень
красиво, все были в восторге! Моя мама помогала: покупала свечи. Все ждали
какого-то сюрприза, какого-то восторга. И это было точно – сюрприз и восторг!
Екатерина Степонайтис: - Потом ещё ходили запускать фонарики на
площадь возле Культурно-делового центра.
Мультипликаторы вместе с другими
горожанами отпускают в февральское небо фонарики желаний.
Снежана Хабиева: - А пусть Женя задаст какой-нибудь вопрос, что она
узнала. Что ты нового узнала о мультипликации?
Женя Обухова: - Когда я смотрела мультики, я думала, что делать
мультики – это очень легко. А когда я сама попробовала по урокам сделать
бабочку, это очень трудно было.
Снежана Хабиева: - А ты когда-нибудь создавала что-нибудь,
придумывала: стихи там, рассказы всякие, и мечтала когда-нибудь сделать
мультфильм?
Женя Обухова: - Да, я создавала стихотворение, нам задавали. Только
я его уже не помню. Там про здоровье было. Нам учительница сказала, чтобы или
на листочке написали, или в тетрадку по литературному чтению. Там получилось
четырёхстишье. Там что-то было, чтобы ты помогала, и тебе будут помогать.
Екатерина Степонайтис: - Это про арктических спасателей: ты кого-то
спас, а в следующей серии тебя спасли.
Женя Обухова: - И я очень мечтала сделать мультик.
Снежана Хабиева: - Вот я всегда в детстве думала: «Как же делают
мультфильмы»? Я всегда мечтала сделать мультфильм и узнать, как их делают.
Екатерина Степонайтис: - Ты хотела бы сейчас в других техниках
попробовать, то есть не компьютерный мультфильм, а другой какой-то?
Снежана Хабиева: - Я очень хочу попробовать на станке, пластилином
или просто рисованием. Это было бы мне интересно: сделать собственными руками,
а не на компьютере.
Михаил Коробов: - Ну что ж, займёмся тогда в следующем учебном
году. А сейчас впереди лето. Надо хорошо отдохнуть, набраться сил.
Снежана Хабиева: - И придумать новый сценарий. Придумать свой
рассказ и осенью показать его.
Екатерина Степонайтис: - Ещё перед тем, как расставаться, нужно
полить дерево. Что это за дерево?
Посадка первого дерева аллеи Арктических Спасателей
Снежана Хабиева: - Это дерево мы посадили в честь моего
мультфильма, потому что в моём мультфильме это дерево прославилось. Из-за этого
дерева выходил Хорки. Я облокачивалась на это дерево в фильме, и над моей
головой кружились звёздочки. Это дерево очень прославилось. На этом дереве
росли, были сосульки. Это дерево вообще было смешновате такое. И там был очень
толстый контур. (общий смех)
Знаменитый арктический тальник
Екатерина Степонайтис: - Знаешь, Снежана, когда я смотрела свои
первые мультфильмы, там тоже самое. Мы столько здесь обсуждали, ругали эти
контуры. И вдруг я смотрю эти свои первые опыты, - и там так-о-о-ой контур! И
мне стало так смешно. Я думаю, это у всех, наверное, такая болезнь: какие
выставлены там настройки стандартные, так и рисуем поначалу.
Снежана Хабиева: - Мне кажется, Вам даже было стыдно, что Вы сами
делали свою ошибку. Это, ха-ха, и смешно, и стыдно чуть-чуть. (общий смех)
Екатерина Степонайтис: - Я переживу.
Михаил Коробов: - И ты переживи, пожалуйста.
Снежана Хабиева: - И перед тем, как мы расстанемся, мы сходим польём дерево.
Екатерина Степонайтис: - Я так понимаю, что это тальник,– так его
называют в нашем краю. Как его правильное научное название, я не знаю. Это
нечто, похожее на вербу. Он, кстати, по-моему, приживается. Сейчас у него уже
те листья, что висели вялые, бодро вверх тянутся. Это у нас будет аллея
Арктических спасателей возле Детско-юношеского центра. Но, правда, у Снежаны в
серии дерево было, вот мы дерево и посадили. У Андрюши была нора, у Марсела –
берлога, у Насти – чум. Мы что, всё это будем делать там рядом? Странная тут
будет аллея вокруг ДЮЦа. В ДЮЦ не пройти. (общий
смех)
Михаил Коробов: - Берлоги, норы и чумы! Летом, если будете вдруг в
районе Детско-юношеского центра, не забывайте поливать дерево. Особенно, если
будет знойное жаркое лето. Тальник любит воду, поэтому…. Мы тоже любим воду, -
хотим попить чаю.
Екатерина Степонайтис: - Будем заканчивать?
Михаил Коробов: - С наступившим летом. Хотя сегодня ветер очень
сильный, не очень жарко, но тем не менее.
Снежана Хабиева: - Это же Север. Север у нас – холодное место.
Летом даже можем ходить в куртках свободно.
Не подлетай близко к солнцу! (Кадр из
мультфильма «Хорки спасает Мынику»)
Екатерина Степонайтис: - И если ты полетишь к солнцу греться….
Снежана Хабиева: - То не заметишь, как подлетишь близко, и
загоришься, как Мынику.
Михаил Коробов: - В общем, если собрался к солнцу, не забудь
прихватить с собой Хорки.
(общий смех)
Снежана Хабиева: - И крем от загара!
Екатерина Степонайтис: - И воду!
Михаил Коробов: - Давайте попьём чаю! Закончим интервью и попьём чаю.
Екатерина Степонайтис: - Можно запись выключать. Я сейчас объясню
Жене. Смотри, у нас есть 13 серий «Арктических спасателей». Часть сделана,
часть в производстве. Некоторые у нас авторы уехали на совсем. И естественно,
они больше не будут к нам ходить. Их истории остались невоплощёнными. Но мы не
передаём готовые сценарии другим, потому что в этом случае у нас принцип: ты
должен сам придумать историю и сам сделать серию. За это время ты тренируешься
всем навыкам и сможешь перейти к полностью авторской истории. Не в сериале, а к
отдельной. Вот смотри, что у нас осталось. Месяц апрель – «Олень спасает Хорки».
Кто такой олень, понятно? Кто такой Хорки - тоже понятно. Привязываемся мы к
месяцу. Апрель называется в ненецком календаре «месяц снежного наста». То есть,
когда уже подтаивает снег, но потом он замерзает. Есть такие легенды, что
куропатка хвасталась, что она завтра утром рано встанет. А куропатки спят в снегу, и у неё в это наст вмёрз хвост.
Солнце встало, она вскочила и оторвала себе хвост. Поэтому у них хвостики такие
короткие. Олень из под снега, из под этого наста добывает еду, куропатка -тоже.
Нужно придумать историю спасения в этой ситуации.
Дальше – май. В мае Муксун, самая
известная наша рыба, гордость северная, Муксун спасает Оленя. Сложно себе
представить, как может муксун спасти оленя. Однако у нас одна девочка написала
очень хороший сценарий об этом. Но она совсем перестала ходить, и сценарий её
лежит. В мае реки уже начинают приоткрываться ото льда, муксун заходит в реки.
То есть, как-то они могут пересечься. А у оленей в мае самая важная пора. В
ненецком календаре май называется «месяц отёла оленей», «Ты ниць иры». Ненцы –
оленеводы, у кого такой календарь, для них самое главное – олени, их стадо.
Сколько у них оленей, - вся жизнь от этого зависит. Потому что олени их везут
(транспорт), одежда у них из оленьих шкур, кушают они оленя, чум из оленьих
шкур. То есть, олени для них – это всё. И вот как родятся телята, оленята как
родятся, - если хорошо, не погибнут, - то всё хорошо. В мае бывают бураны ещё
снежные. Даже называются «пешечные бураны», потому что пешка – это шкурка
маленького оленёнка, и в такие бураны оленята гибнут.
Дальше – июль у нас. Лемминг
спасает Комара. Знаешь, кто такой лемминг? Это мышь тундровая. Лемминг очень
похож на хомяка. Картинки я покажу, картинки есть. Июль называется месяцем
комара, «ненянг иры», месяц комара. Потому что в июле больше всего комаров. Тут
интересно, что можно сказочного добавить. Как появились комары? То, что в
других сказках называется ведьмой, в ненецкой мифологии называется Парнэ –
Пепельная женщина. Про неё тоже можно много рассказать. Она где-то живёт под
пнями, под кочками. Лемминги у неё вместо оленей, на них она ездит в упряжке,
она вредная, она царапает лица женщинам, чтобы навредить им. По каким-то
сказкам она детей даже ест. Но когда её поймают и сжигают (во многих сказках
одно и то же), она успевает сказать, что пусть моё тело разнесётся по всему
свету. И когда её сжигают, её пепел превращается в комаров. Как это всё
соединить? Это задачи все довольно сложные. Но надо пытаться.
Сентябрь – это месяц листопада.
Мы тут привязываем его как бы к школе. Тут Шаман спасает мамонтёнка Любу.
Мамонтёнок Люба знаешь, кто такая? Это у нас на севере нашли мамонта,
замороженного в мерзлоте.
Снежана Хабиева: - Мамонтёнка.
Екатерина Степонайтис: - Да, это был маленький мамонтёнок. И
назвали её Люба, потому что кто её нашёл, у него была жена Люба. Это известный
персонаж. А шаман знаешь, кто такой?
Снежана Хабиева: - Колдун.
Екатерина Степонайтис: - Тот, кто общается с чем-то потусторонним.
Михаил Коробов: - С духами. Врачеванием занимается.
Екатерина Степонайтис: - Или ясновидением.
Снежана Хабиева: - Это, наверное, главный в племени.
Екатерина Степонайтис: - Главный – не главный, но авторитетные,
конечно, шаманы-то были. Это сентябрь. И там мы хотели, чтобы мамонтёнок Люба
пошёл в школу. Тоже хороший был сценарий. Но эти девчонки уехали совсем.
Ещё 13-й месяц у нас остался. Он
никак не называется, насколько я знаю. Но это большая темнота, холод. Это месяц
между декабрём и январём. Здесь Лайка спасает Ямала Ири. Ямал Ири, знаешь, кто
такой? Дед Мороз наш ямальский. Не видела? Видела, хорошо! Вот надо подумать и
что-нибудь из этого выбрать тебе. Сейчас уже понравилось что-то?
Женя Обухова: - Мне
понравилось про Мамонтёнка Любу и ещё, как Муксун спасает Оленя.
Екатерина Степонайтис: - Ладно, хорошо. Я тебе напишу, пока вы
дерево поливаете, на листочке. Ты возьмёшь с собой и летом подумаешь. Может
быть, тебе сейчас это понравилось, а потом ты возьмёшь и подумаешь про другое.
Просто всё это у тебя будет с собой, и ты какую-то историю постараешься
придумать. Не получится, так не получится, - будем здесь вместе додумывать. Но
всё равно какие-то намётки уже будут. Ладно?Все свои впечатления запоминайте, записывайте, зарисовывайте. И ты тоже, Снежана, что-нибудь придумывай.
Так какой же мультфильм сделает Женя?
Через 2 с половиной недели после
этой встречи Снежанин мультфильм вместе с другими из программы «Цветная тундра.
Оранжевая» был показан на Х открытом мастер-класс фестивале детской
мультипликации «Жар-птица» в Новосибирске. Показывая его на других «стоянках»
этого лета, мы обратили внимание, что зрители-девочки выделяют фильм «Хорки
спасает Мынику» из общей программы, - чем-то он им особенно симпатичен.
Снежана с мамой ещё не
вернулись из отпуска. Но скоро уже ждём юного автора в родные пенаты с новыми
идеями. А Женя, если она уже в Салехарде, и вдруг да прочтёт своё интервью
раньше подружки, может приходить на студию уже сейчас со своими летними
наработками. Занятия начинаются!
Арктические Спасатели, (детский анимационный сериал)