Вход

Регистрация
Главная
 
Сайт мультфильма
"Пластилиновый Мытахо"
 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [74]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНТИЕМ ТАРАГУПТОЙ (3 мая 2001 г.)

Интервью с философом, музыкантом и фольклористом Леонтием Тарагуптой (3 мая 2001 г., город Салехард, Студия радио  «Северный Ветер», время местное – 15.00, программа «Наша музыка»).
Ведущая – Екатерина Степонайтис. 

(Звон колокольчика)

Е.С.: - А это пробило 15 часов, время местное. И значит «Северный ветер» приветствует города своего вещания: Салехард, Лабытнанги, а также станцию «Обская». С вами после долгих-долгих прекрасных выходных снова программа «Наша музыка». Я вам хочу рассказать идею рекламного ролика, который мы придумали для нашей программы. Дело будет обстоять следующим образом: Штирлиц каждый четверг в 15.00 выходит на связь, для этого он ловит по радиоприемнику волну 101.8 FM. И настраиваясь на радио “Северный ветер” он слышит шифровку от радистки Кэт. Звучит она примерно так: “С вами программа “Наша музыка” и ее ведущая Екатерина  Степонайтис. Мы рады сообщить, что культурная революция, объявленная программой «Наша музыка», продолжается. И все новые силы присоединяются к ней. На этот раз это будет очередная сенсация, это будет что-то вроде этнорока. Сначала я вам хочу прочесть одно такое сообщение, цитату даже. Она звучит так: «Мы лишь повинуемся и следуем изменениям массового стиля, которые передаются СМИ, мы – живые мертвецы, потерянные для всего, кроме акта потребления». Так говорит о человечестве Теренс Маккена – писатель и исследователь, известный специалист по этноботанике, шаманизму и визионерской практике. Так вот, «Наша музыка» ищет тех, кто может бросить вызов, бросить вызов такому утверждению. И сейчас прозвучит сенсация из финно-угорского музыкального мира. Я думаю, все ненцы, ханты, музыканты, а также другие поклонники программы «Наша музыка» просто упадут со своих стульев… Но вот Михаил Иванович Сафронов, он совершенно спокоен. – Он уже видел. Видел и Леонтия Тарагупту, нашего сегодняшнего гостя, и его инструмент в программе Сергея Завального, который первым привел его на студию радио «Северный ветер», за что ему большое спасибо. И с нами, конечно же, сегодня наш эксперт по новостям Алла Борзенкова, которую мы спросим сейчас, на какое место в списке сегодняшних новостей может претендовать новость о создании музыкального инструмента. Здравствуй, Алла! Что ты думаешь об этом?

(На фото - диджей Михей)

А.Б.: - Добрый день, Катерина, добрый день всем! Я считаю, что сегодня эта новость действительно сенсация. Сенсация для нашего города и вообще сенсация. Наверное, помимо салехардцев, лабытнангцев никто пока об этом не узнает и не услышит. Но ведь в СМИ – сила!

Е.С.: - Отлично сказано, Алла! А какие новости еще у нас сегодня?

(Алла Борзенкова читает очередной выпуск новостей)

(Звон колокольчика)

Е.С: - 15 часов 07 мин. «Северный ветер», «Наша музыка». Made in Obdorsk. Действительно, в эфире «Наша музыка» С нами достижения нашей рациональной культуры – это телефон (4-19-25) и пейджер (абонент 269), с помощью которых вы будете сегодня задавать вопросы нашему гостю. А сейчас я приветствую нашего гостя Леонтия Тарагупту. Здравствуйте, Леонтий.

Л.Т.: - Здравствуйте, здравствуйте!

Е.С.: Вот он сегодня с нами. И с нами сегодня в студии еще одно существо, еще одно создание. Это удивительный, уникальный инструмент Леонтия Тарагупты. И я думаю, пусть он тоже с нами поздоровается. Леонтий, я хочу вас попросить: вот как будет звучать  на нем, скажем, «Северный ветер» – это название нашей радиостанции.

Л.Т.: - Примерно, может быть, так (играет короткую импровизацию)

Е.С.: - Ну вот, я думаю, все вы узнали и все вы поняли, что вы слушаете «Северный ветер». С нами Леонтий Тарагупта, и я хочу спросить его, как же получилось так в его жизни, что он создал этот удивительный инструмент? Ведь его не было нигде, не было ни на старых фотографиях, не было ни в музеях. Где же он нашел его следы?

Л.Т.: - По рассказам сначала, по рассказам. В детстве я видел маленький такой инструмент. Приносили в интернат. И как-то он  понравился, запомнил, видимо. И потом в 15 лет скрипку увидел. Дальше все к одному сошлось: то воспоминания, потом игра на скрипке, потребность восстановления – все вместе сошлось, и пришлось делать.

Е.С.: - То есть вся Ваша жизнь связана с музыкой. А как же он называется, этот уникальный инструмент?

Л.Т.: - Нэрп’юх. Это типа глагола «скрипеть». В подражании «скрипки» термина.

Е.С.: - Вот вы могли бы играть на скрипке, могли бы продолжать играть на духовых инструментах, могли продолжать собирать песни. Но вы почему-то решили создать, воссоздать этот инструмент. Почему так получилось? Откуда такая потребность возникла?

Л.Т.: - Ну, во-первых, радиопрограммы делаем – нужно музыкальное оформление. Этот инструмент возможность такую дает, что интонация восстанавливается местная, национальная. На других инструментах местную интонацию взять невозможно. А этот инструмент, ну если хорошо играть уметь, он ловит речевую интонацию, интонацию речи.

Е.С.: - Удивительно! Он сделан из цельного дерева?

Л.Т.: - Из цельного.

Е.С.: - А из какого дерева Вы его делали?

Л.Т.: - Это сосна. Сосна, можно из кедра (но кедр тоже сосна). Лиственница  твердая, то - нет. Лиственница – это сосна помягче, близко к кедру которая, хвоя маленькая (у кедра – длинная). Но из кедра еще лучше.

Е.С.: -  Вы сделали пятый же это уже инструмент, да?

Л.Т.: - Это четвертый или пятый. Но так-то больше. Потому что никак невозможно было звук … диапазон звука очень маленький был, или тембра звука, силы звука не было. И так далее. В общем, это очень непросто.

Е.С.: - Передо мной лежит Большой Энциклопедический словарь, который называется «Музыка». Этот словарь издан в Москве в 1998-м году. И там, в статье «Музыка народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» есть упоминание о Леонтии Тарагупте. Там он назван собирателем фольклора народного, собирателем народных песен. Но словари все-таки не поспевают за жизнью. И теперь, я думаю,  уже пора его занести в этот словарь уже как создателя собственного инструмента. И сейчас, я думаю, он исполнит нам какую-нибудь композицию на нем. Леонтий, Вы готовы сыграть?

Л.Т.: - Попробуем, попробуем.

(Л.Тарагупта исполняет в студии музыкальную композицию на нэрп’юхе)

Е.С.: - Вот это струнный авторский музыкальный инструмент, созданный Леонтием Тарагуптой. Сколько струн на нем, расскажите, и из чего эти струны?

Л.Т.: - Струны три. Сплел из рыбацкой лески.

Е.С.: - А раньше, на народном инструменте?

Л.Т.: - Раньше из оленьих жил были, из лосиных жил.

Е.С.: - Я знаю, вы как-то по особенному строй подбирали на нем…

Л.Т.: - Ну строй, это очень трудно. Потому что я живой инструмент не слышал. Все детали, все трудно было. А вот строй страшно трудно – до сих пор фальшиво идет (перебирает струны нэрп’юха). Я разговорную речь сюда придумал. Фраза есть, я по этой фразе натягиваю – когда совпадут, аккорды идут; не совпадут – не идут.

Е.С.: - Ну вот таким приходится трудным опытным путем идти по воссозданию народного инструмента или теперь уже, по созданию своего авторского индивидуального инструмента. И вот я хочу спросить вас по поводу песнетворчества, все-таки по роду своей деятельности вы собрали много песен, много сказаний. Вот действительно ли в народе песнетворчество делится на такие жанры, как бы вот личные песни-обереги. Существуют ли такие в народе ханты?

Л.Т.: - Обереги – это обычно детские песни. Которые сочиняет мать в самом начале, когда родится. И та - песня удачи или песня счастья – первая. Так и зовется: «хвалебная».

Е.С.: - У Вас была такая песня?

Л.Т.: - У меня была, как не была? Только мотива не помню. Мне рассказывали. Мотив совсем не помню, но помню, говорили, что я ее в детстве пел. Смеялись еще, – слова искажал. Мне мама рассказывала, как я ее пел (смеется). Была. У всех есть. У взрослых – это другое: она уже меньше защитная, а больше характеризующая.

Е.С.: - И она меняется с течением жизни, эта песня?

Л.Т.: - Нет! Не меняется. Он сам как поет, потом, если удачно (тоже же разные произведения!), хорошо звучит, - и потом поют. Его уже в живых нет, а поют друг другу – вот этого человека песня. У кого удается, у кого нет. Это зависит от музыкальности, видимо.

Е.С.: -  Ясно. А есть песни какие-то, подводящие итог жизни?

Л.Т.: - Не знаю, у нас, вроде, нет.

Е.С.: - Не встречались вы с такими, да, в народе ханты?

Л.Т.: - Какой-то итог … Я не встречал. Может, у других народов есть.

Е.С.: - Хорошо, а вот такие песни, как песни «необычных жанров» упоминаются. «Мухоморные» называются они, «сонные». Вам известно о таких песнях?

Л.Т.: - Тут надо осторожно, по-моему, быть. Это … как сказать? – Уровень слухов, там. Что-то скажут, что попало, сами не знают. И может быть, мне кажется, преувеличение. Есть там «высокие» жанры, духовные, религиозные песни, ритуальных актов песни. Или песни-мистики там какие-то происходят. Ну, это маленечко вульгарно тут звучит: что-то «мухоморное». Это не научно, с уст (как сказать?)  малообразованных людей, видимо, вышло. Ведь ученые тоже же могут быть не высокообразованными.

Е.С.: - Ну вот эти какие-то малоисследованные жанры живы сейчас в народе? Вот эти, песенные, которых мы касаемся сейчас?

Л.Т.: - «Личных» и «высоких»? Живет, только у малого количества. Малое количество их хранит, единицы. А традиция все живет. Она ждет. Ждет расширения, потому что зависит от того, кто это будет … Больших людей ждет эта культура.

Е.С.: - Хорошо, а вот если говорить о народных инструментах. Вот в народе ханты бытовал типа гуслей такой инструмент. Это вот южнее. Был такой?

Л.Т.: - Типа арфы. Вот она «журавлем» называется. На коленях, вот, пятиструнный. Щипковый. Варианты – это 5 или 6 инструментов. Духовые были, потом, вот, костяная, типа варгана якутского, из кости. 5 мы насчитываем, 6 инструментов, плюс еще что забыты были еще инструменты один-два, и еще вариантов очень много. Исполнитель делал для себя, не было в размерах стандарта. То есть тут у меня вышел под мой тембр голоса. Другой делает под свой тембр и размер. Тут прямо на мой голос походит почему-то.

Е.С.: - А аналоги такого инструмента есть?

Л.Т.: - Где-то на Сосьве, я слышу, у манси у одного есть. А так, я предполагаю, где-то должны в Сургутском или Нижневартовском районах быть, в лесу у охотников.

 Е.С.: - Леонтий, а Вы не планируете, может быть в мечтах, когда-то  впоследствии создать ансамбль вот таких струнных инструментов?

 Л.Т.: - Тут в тот вопрос уходит. Проблема была унисонного пения. Традиция. По-моему. Во-первых, это очень трудно на уровне вот интонации комариного играть ансамблем. Я вот сейчас с трудом мелодию беру – меньше полутона, в основном, интонация идет. И надо таким совершенным быть человеком, чтобы вдвоем в унисон играть. Тут же комариный звук мы подражаем, мелодию комариного жужжания. Слух был раньше тонким у ханты, сейчас стал грубее.

Е.С.: - Вот здесь я вспоминаю то, что мы говорили с Вами про Баха и народную музыку, да? Сравнивали. Что Вы тогда рассказали по поводу того, какого было влияние Баха на музыку вообще?

Л.Т.: -  Бах – это европеец. В европейской традиции надо всему меру давать – мера веса, мера длины и так далее, и также мера звука. Систему колебания волн, взяли там сколько-то волн. Он их систематизировал, придумал совершенную вещь, сложнейшую вещь, высочайшую вещь. Он звукам меру поставил. Это, конечно, грандиозное достижение, но зато все превратил в пинтоквартовый круг на своем органе и всю мировую музыку…Музыке всей пришлось идти по этому руслу. Поэтому гармонии такие большие, большие диапазоны и септ-аккордовые разные. И вот это свободное мышление музыкальное природное стерлось.

Е.С.: -  Ну хорошо, если мы не говорим пока об ансамбле каком-то ханты музыки. Ну, возможно будет потом какая-то школа, школа Тарагупты вот по производству этих инструментов, по обучению игре на них. 

Л.Т.: - Здесь, наверное, унисонная игра менее важна. Тут важно полифоническое мышление. Тут параллельное мышление, в несколько этажей, вот что тут. И неважно там вместе играете, отдельно играете. До Баха, до темперированного строя весь мир так играл. Миллионы ладов было, миллионы музыкальных систем было у людей. У людей слух был природный богатейший. И мышление другим было – свободным, нормам не привлекались, не втискивались в норму, в школу. Ну и ладно. Здесь бы нам до таких высоких вещей, до школ, дойти. Здесь бы нам немножечко вот эти песенки восстановить народные, именно вот этого свободного строя. Свободный строй, чем он интересен? Там интонация слов…. Песня состоит наполовину из интонации слов, наполовину из таких больших интервалов: полупесня-полуразговор у нас песни.

Е.С.: - Ну, я думаю, вы добьетесь в этом успехов, а сегодня программа «Наша музыка» хочет подарить нашему гостю, Леонтию Тарагупте, а также подарить всем радиослушателям одну композицию. Играть ее будут тоже представители финно-угорского народа, горячие финские парни, это струнный квартет виолончелистов «Апокалиптика», играть он будут композицию группы «Металлика», сейчас мы ее послушаем, называется она «Unforgiven», то есть «Непрощенный».

Звучит «Unforgiven», Metallica

Е.С.: - Я напоминаю, это звучала композиция «Unforgiven», композиция «Непрощенный» в исполнении «Апокалиптики». А у нас в гостях Леонтий Тарагупта, уникальный человек, все свои вопросы которому вы можете задавать по тел. 4-19-25, или спрашивать его с помощью нашего пейджера (абонент 269), и он ответит вам в прямом эфире. Вот тут же, кстати, в этом большом словаре, в котором мы прочли о нашем удивительном земляке, есть еще одна неточность: здесь Ямало-Ненецкий округ до сих пор назван Ямало-Ненецкой республикой. Мы не будем этот вопрос обсуждать, это уже история. По этому поводу Леонтий Тарагупта писал большую статью в журнале «Северные просторы», в номере 6 за 1994 год. И там он также говорил много о просвещении народа и много говорил о том…, вот я даже сейчас зачитаю, что «Боги наши дали нам прекрасную возможность стать самими собой, подарили нам спасительную палочку возрождения». Вот, может быть смычок Леонтия Тарагупты станет этой «спасительной палочкой возрождения». Как вы думаете, Леонтий, стоит ли, и вообще, как вы собираетесь пропагандировать этот ваш инструмент, пропагандировать вашу народную музыку?

Л.Т.: - У нас радиопередача есть, специальная программа «Щёопр Авт». Мы там кроме сказок (в основном-то тексты сказок теперь даем), музыку даем как оформление, когда получается. Ну, отдельно музыкальные передачи тоже. Вот эти песни выучиваем и с помощью инструмента, и с пленок. Отдельные программы музыкальные делаем – вот в эту субботу будет, о птицах песни. Народные песни есть, мы их выучили, хотим показывать.

Е.С.: - Вот и программа «Наша музыка» собирается знакомить радиослушателей с достижениями местных музыкантов, местных авторов и исполнителей. Сейчас я расскажу вам короткие новости от программы «Наша музыка», а Леонтий пока подготовится нам еще какую-нибудь композицию сыграть на своем удивительном инструменте.

Так вот, в Салехарде прошла «Полярная звезда» окружная. Прошла она в ОЦНК. Участвовало 100 детей, было 7 лауреатов и 18 дипломантов. Проводил этот фестиваль Андрей Билль, москвичи также были в жюри. Из местных в жюри были такие представители, как Цупиков и Бекина. Путевки в Болгарию получили Лауреаты, путевки в «Артек». Хореография была особо отмечена. Это хореография из г. Лабытнанги, это Любовь Сакаль, небезызвестная, которая занимается сейчас подготовкой к концерту Леонида Сайготина, к большой его шоу-программе, которая состоится в Лабытнангах. Вокал – Оксана Калашник получила диплом 1 степени и приз мэра г. Салехарда.

Леонид Сайготин, как я уже сказала, готовится к шоу-программе в Лабытнангах. Он выступал на встрече (мы в прошлой программе сказали: «с афганцами» – это была неверная информация) с чернобыльцами и готовится выступить на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Там он споет песню «На рассвете» и другую какую-то свою хорошую песню. Вот.

Что еще сообщить? Скоро в нашем эфире появится программа «Домкрат». Домкрат уже на пути, он готовится принять участие в качестве зрителя в соревновании его любимых картингистов, которые пройдут в Лабытнангах 9 мая. И вот от него большой привет всем юным техникам. Думаю, чтобы стать такими мегасамоделкиными, как Леонтий Тарагупта, им придется собрать просто-напросто свою машину, наверное. А сейчас мы послушаем, что же сыграет нам Леонтий на своем инструменте.

(Л.Тарагупта исполняет в студии музыкальную композицию на нэрп’юхе)

Е.С.: - Вот наверное, из-за этих удивительных струн из лески Леонтия Тарагупты наш DJ Михей называет его «виниловым диджеем». Я надеюсь, Леонтий не обидится на это, а примет это как доказательство того, что музыка его живая, музыка его принимается всеми поколениями. Думаю, что это будет ему очень приятно. И хочу сейчас поговорить об еще одном аспекте музыки. Вот 15 часов 32 минуты на часах в студии радио «Северный ветер». Хочу вспомнить Станислава Грофа, одного из основателей трансперсональной психологии, который изучал необычные, трансформирующие мистические переживания. Вот он писал, что «музыка и другие формы звуковой технологии в течение тысячелетий использовались как мощные средства изменения сознания. Архивы по антропологии содержат бесчисленные примеры вызывающей транс инструментальной музыки, пения, танцев. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, и её возможности нуждаются в дальнейшем изучении». То есть нужно и дальше изучать музыку по вопросу, может ли она как-то исцелять людей. Что вы думаете о таком аспекте музыки народной, в частности?

Л.Т.: - Как что думаю? Я также примерно думаю (вздыхает). Искусство синкретичное, говорят, было в древности. То есть, отдельно как музыкальное это не воспринималось, оно воспринималось в целости, какой-то акт поклонения чему-то, или отдать дань, или снять с себя грешные мысли – вот акт и при этом какие-то интонации, ритм. Оно, ясное дело, видимо очищает, заряжает душевно, духовно то есть.

Е.С.: - Я вспоминаю то, что вы говорили о бубне. Оказалось, по вашему представлению, это очень сложный музыкальный инструмент. В чем же сложность его?

Л.Т.: - Это отдельный совсем разговор, мы сейчас урывками, урывками…. Я просто, когда стал немножечко тут «поскрипивать», звуки разные извлекать…. Потом вот мы говорим, поем-то народные песни: несколько песен просмотрели – учим. То есть иногда бывает, что мелодия идет в воображении. То есть сам речитатив, как будто разговорный текст идет, а в уме идет мелодия. Но это очень трудный разговор. Коротенько, мы представляем, что это ритм отбивают бубном, по привычке европейских ударных инструментов. В европейской же музыкальной школе или традиции ударные как вспомогательные считаются, потом только, в джазе, они на уровень соло вышли. А раньше вот этот ударный инструмент – бубен – он считается музыкальным, потому что на нем играет музыкант зрелый, у него в воображении вся мелодия идет, он только отдельные удары делает. Весь акт у него внутри, в душе идет. Он как композитор, философ, выше, выше и выше. Так искусно щипнет, так искусно заденет. Мы-то думаем: это ритм; а он только крапинки показывает ударами большой, ну можно сказать, симфонии, чего-то большого, огромного чувства воображаемого; мысли, как чувства – потому что у древних людей мысли и чувства враз могли быть. Высший уровень! Простой человек поэтому не мог так. Ему поклонялись не просто как шаману, а потому что он способный музыкант. У него один удар, – а внутри там тысяча ударов, множество мелодий. Он по краям бьёт, в середине бьет, – мелодию делает. Но мелодию делает отр-р-р-р-рывками, показывает, как бисеринки; сама мелодия внутри живет. Это как раз северный характер. Северный характер весь внутри. Мы-то смотрим, на улицу смотрим, – ничего нету. Кто духовнее - тому все больше! А кто просто…. Какая скука на севере!! (Шепотом): А потому что все внутри!

Е.С.: - Ну а вообще-то можно еще услышать такие звуки бубна, такую игру?

Л.Т.: - Такого класса сейчас нет людей. Мы сейчас вот сами опошлили. Мы на шаманов смотрим как на шарлатанов, а это же огромная школа, чтоб такого класса игры.

Е.С.: -  Вот нам пришло сообщение короткое на пейджер. «Сыграйте рок-н-ролл», - просит не подписавшийся. Леонтий, ответьте ему, пожалуйста.

Л.Т.: - Ну рок-н-ролл…. Я же плохонький музыкантик, не смогу я этого.

Е.С.: -  Так что, ребята, рок-н-ролл у нас будет в другой программе. Приходите к Леонтию, познакомьтесь с его инструментом, может быть, научитесь играть на нем виртуозно, и мы дождемся рок-н-ролла на этом удивительном инструменте.

А сейчас хочу еще об одном представителе вам коротко рассказать. О представителе финно-угорских еще народов. Это Джоска Сус, он родился в 1921 году в маленькой деревне, в Венгрии. Там он был обучен, чтобы стать шаманом, кузнецом, торговцем лошадьми. После 2-й мировой войны он перебрался в Бельгию. И начиная с 1975-го года, Джоска дает семинары, помогает людям решить внутренние проблемы. Он говорит: «Я не исцеляю, я восстанавливаю внутреннюю гармонию» Может быть, это именно то, о чем вы говорили, да? Во время свершения ритуала над телом, разумом и душой, сопровождается все это звуками барабанов, поющих чаш. А голос Джоски Суса отзывается на больших глубинах. Я просто к чему это все рассказываю? К тому, что у этого человека вот есть диск. Мы сможем сейчас послушать композицию с этого диска. Возможно, мы когда-то дождемся того, что и наша народная музыка, местная музыка, будет выходить на дисках. Как Вы считаете, полезно ли это было бы, нужно ли?

Л.Т.: - Это нужно, только нам надо дорасти, исполнять научиться. И помоложе надо начать детей учить. У меня возраст уже большой, из меня не выжмешь уже ничего.

Е.С.: - Ну думаем, что будет, будет это, и желаем, чтобы было. А сейчас слушаем композицию.

Звучит отрывок композиции Джоски Суса.

Е.С.: - Ну вот, мы прослушали одну из композиций на диске «Ритуалы шаманов». Этот диск мы сегодня дарим Леонтию Тарагупте от программы «Наша музыка» и мечтаем, и надеемся, что когда-то у нас выйдет такая музыка и от народа ханты, и мы сможем приобретать ее и сможем проникаться вот этой музыкой. Так что дальнейших вам музыкальных успехов мы желаем, а у нас есть дозвонившаяся, интересующаяся нашим сегодняшним гостем. Алло! Добрый день! О чем вы хотели бы поговорить с нашим сегодняшним гостем Леонтием Тарагуптой?

Радиослушатель: -  Добрый день. Я хотела бы у него узнать, тот инструмент, который он сделал, имеет ли он коммерческий интерес? Можно ли его представлять на рынке музыкальных инструментов? И заявлял ли ваш гость о том, что этот инструмент у него есть? И был ли интерес среди отечественных и зарубежных каких-то компаний для того, чтобы это инструмент пустить в продажу?

Л.Т.: - Наверное, совсем нет. Потому что у нас для оформления передачи он нужен и для восстановления народной музыки, и для тренировки слуха.

Радиослушатель: - Понятно. А вот есть, допустим, компании, снимающие фильмы этнографические. Вы предлагали им этот инструмент в качестве «озвучки»? Меня интересует коммерческая сторона вашего дела.

Л.Т.: - Совсем ничего не предпринимали и даже не думали. Потому что мы…. Это не ценю я как достижение. Просто мы это что-то народное хотели восстановить - и делаем.  Той мысли нет, это же нескромно. Откуда я знаю, кому она нужна?

Е.С.: - Вы знаете, Вы не представились, как Вас зовут?

Радиослушатель: -   Меня Инга зовут.

Е.С.: - Инга, очень приятно слышать такую вашу заинтересованность. Дело в том, что инструмент этот, фактически, только рождается. И, знаете, я думаю, что сейчас впору о самом нем снимать этнографический фильм, о самом процессе рождения этого инструмента, понимаете? Настолько все это хрупко еще, тонко, и проходит, буквально на наших глазах. Леонтий впервые на радио «Северный ветер» выступает публично с этим инструментом и пытается что-то донести. Вот это первые попытки знакомства, пропаганды. Я думаю, что заинтересуются.

Радиослушатель: - Планирует ли ваш гость сделать какое-то сольное выступление где-то в городах хотя бы нашего округа, для того, чтобы показать, что такой инструмент есть, и может быть кого-то привлечь?

Л.Т.: - В городах-то нет, а в поселках думали.

Е.С.: -  Даже показывали вроде бы вы, да?

Л.Т.: - Нет еще, сейчас вот такую программу минут на 40 собираем и вот в поселках – в Мужах, в Горках, типа таких маленьких поселках.

Радиослушатель: - Как Вы думаете, население нашего округа, не коренное, не малочисленные народы, а те, кто имеет другие национальности, им это будет интересно, или это останется без внимания?

Л.Т.: - По-моему, интересно. Русским тоже интересно будет. От качества игры ж зависит, качества исполнителя, как он играет. А само собой инструмент, он… возможности большие. Такие же возможности, как у скрипки, только нужно уметь играть.

Е.С.: - Спасибо. До свидания. А вот нам пришло еще одно сообщение на пейджер. Вопрос гостю программы: Леонтий, ответьте, пожалуйста, какую роль играют шаманы в развитии народа ханты и в культуре вашего народа, спрашивает радиослушатель.

Л.Т.: - Ну сейчас буквально никакого, потому что их нету. Это иная традиция, она осталась в стороне. Мы если сейчас что-то хотим как-то прогрессировать, мы учимся, у европейской культуры берём. Наша традиция заглохла, не стала звучать, опять ее восстановить, – нужны десятки лет.

Е.С.: -  Вот не знаю, удовлетворил ли нашего радиослушателя или радиослушательницу этот ответ, но он таков. И сейчас я хочу поговорить о голосе, о пении. Некоторые исследователи утверждают, что эти вещи сыграли огромную роль даже в эволюции человека, поскольку пение, вокализация создавали такие особые вибрации в черепе, что в мозгу создавался эффект массажа мозга, что вымывались из мозга всякие вредные химические отходы жизнедеятельности организма. Ну вот вокал. Существует в вашем народе вокал? Я знаю, что вы сами недавно попробовали себя в вокале. Как вот ваши первые опыты в этих песнях, эпических.  Расскажите немножко вот об этой части своей работы.

Л.Т.: - Вокал, безусловно, есть. Я раньше думал, что его нет, к греху моему. Ну,  как обычно, как все относятся снисходительно к нашей культуре. Я думал, что просто какие-то звукоподражательные явления. А в самом деле есть своеобразный, настоящий вокал. Есть сказители – поют по всем правилам, по всем законам вокала, ведения голоса. Особенно мастера большие в дыхании. Как это скажешь? Школа дыхания, можно сказать. Вокал есть, только он опять ориентируется на национальную традицию, на слово свое, на свое мировоззрение, и от этого он несколько иной, но очень интересный и тонкий.

Е.С.: -  Насколько мне известно, Вы пока еще не поете вместе, то есть играя и петь.  

Л.Т.: - Вместе нет. Тут я не смогу, там один мурлычу.

Е.С.: -  Ну вот этот опыт сказания. Где Вы взяли тексты? Это, насколько я знаю, вам эта исследовательница, да, Ева Шмидт ее зовут, которая подарила Вам книгу, изданную на немецком языке с текстами.

Л.Т.: - Это просто 100 лет назад венгр приезжал, Папаи, тексты записал. А так-то мы же сами на магнитофон записываем в деревнях пожилых людей, кто поет, кто владеет, мало-помалу остался. Единицы, я говорю. И оттуда учимся, их манеру пения перенимаем.

Е.С.: - Ну вот не хочет пока, не хочет Леонтий Тарагупта рассказывать о своих вот этих опытах исполнения эпических вот этих сказаний. Это большая тема большой отдельной программы. Наверное, мы еще встретимся, еще обсудим. Но я вам скажу, я немного, очень, чуть-чуть, кусочек, поверхностно слышала. Мне очень понравилось, очень впечатлило, да и старые сказители говорят, что этот опыт удачный. Наверное, мы с ним еще познакомимся. А сейчас пока Леонтий Тарагупта исполнит нам еще какую-нибудь еще композицию на своём удивительном инструменте.

(Л.Тарагупта исполняет в студии музыкальную композицию на нэрп’юхе)

Е.С.: - Да, может быть, конечно, прямой эфир, вот студия – не самое идеальное место для знакомства с инструментом, для слушания музыки, у нас здесь фотографы, у нас здесь много всего другого, много разной техники. Но я думаю, все-таки дождемся мы того времени, о котором спрашивала наша радиослушательница Инга, когда мы сможем послушать это где-то в другой обстановке, уже немного в более подобающей обстановке. Где будет, наверное, и милее и проще играть и Леонтию и слушать и нам. Вот. А здесь нам пришло на пейджер сообщение (народ потихоньку отходит от выходных, народ осваивает пейджер): Леонтий, к Вам вопрос. «Как вы относитесь к западной рок- культуре, я уже догадалась, кто это спрашивает, это спрашивают «Подозрительные лица». Есть у нас такая молодая группа, новостей о них нет, они что-то там очень весело справляли Первомай. Ну вот, как вы относитесь к западной рок-культуре?

Л.Т.: - Ну, я никак не отношусь. Потому что я все время классической музыкой, сколько мог, на скрипке играл. К джазовым я как-то никак не примкнул, когда учился в музыкальном училище. А потом народным занимаюсь. Я слушаю для общего развития, особенно для чувства ритма. У меня с ритмом немного худо, и я вот специально слушаю ради этого. А собственно прямо я любителем не являюсь таких современных….

Е.С.: - Ну вот вы знаете, удивительный Вы человек! – Дожив до таких лет, все еще учиться, – это нам нужно научиться всем у вас. Но раз вы все-таки порой что-то слушаете из этого, мы Вам дарим также, программа «Наша музыка» дарит Вам альбом «Апокалиптики», этого струнного квартета виолончелистов. 

Л.Т.: - Спасибо.

Е.С.: - Здесь Вы сможете послушать композиции «Металлики», думаю, они вам понравятся, композицию «Непрощенный», которую «Наша музыка» посвяшает Вам сегодня. Послушайте её еще раз.

Л.Т.: - Спасибо большое.

Е.С.: - И вот сейчас, я думаю, пора нам прощаться. Очень интересное было у нас сегодня знакомство с Леонтием Тарагуптой, с удивительным его инструментом. Я думаю, мы еще не однажды услышим его, прочитаем о нем, посмотрим о нем, может быть какие-то фильмы, ну и так далее, и так далее. Леонтий, что бы Вы хотели сказать на прощание нашим радиослушателям, прежде, чем Вы исполните еще одну композицию, вот какие-то еще слова по поводу вашего сегодняшнего визита к нам, по поводу инструмента и музыки народа ханты.

Л.Т.: - Ну что скажешь? Надо интересоваться, что ли, с интересом относиться к музыке. Потому что у всех есть какая-то традиция музыкальная. Немузыкальных народов, наверное, нет. Ну и что можем, мы показываем. Чему надо, у вас учимся. Музыку надо любить. Без музыки никак.

Е.С.: - Большое спасибо Вам, огромное просто Вам спасибо от программы «Наша музыка». Мы будем следить за вашими музыкальными успехами, за вашими какими-то достижениями, за распространением этого инструмента, за несением его в массы наши музыкальные. А сейчас я попрошу Вас сыграть еще одну композицию на  прощание, что-нибудь от Леонтия Тарагупты и –еще раз, как называется Ваш инструмент?

Л.Т.: - Нэрп’юх.

Е.С.: - Нэрп’юх! Теперь мы уже точно запомним нэрп’юх и его удивительное звучание.

(Л.Тарагупта исполняет в студии музыкальную композицию на нэрп’юхе)

Е.С.: - И вот на этих удивительных нотах, извлекаемых гостем программы «Наша музыка» Леонтием Тарагуптой из своего авторского инструмента нэрп’юха, мы прощаемся с вами. Сейчас после короткого рекламного блока вас ждут новости, а в 18.00 - «Презент». До свидания, до новых встреч в четверг, в 15.00.

(КОНЕЦ ПЛЕНКИ)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Школа Леонтия Тарагупты или Легенда о Пробивающем Камень

Леонтий Тарагупта в гостях у юных мультипликаторов

«Песнь пробитого камня». О чём говорит древний эпос ханты? (Радио России Ямал)

Категория: Мои статьи | Добавил: miniku (26.01.2015) | Автор: Интервью с Леонтием Тарагуптой.
Просмотров: 1018 | Теги: Наша Музыка, ханты, Тарагупта Леонтий | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024