На Ямале, при поддержке Правительства ЯНАО и Фонда
содействия северным и арктическим территориям начинаются съемки
полнометражного фильма-сказки «Тайна Снежной королевы». Наш корреспондент
встретился с режиссером этой картины Натальей Сергеевной Бондарчук.
- Наталья Сергеевна, на Ваш взгляд, Вы своей
творческой карьерой опровергли известную поговорку, которая гласит,
что природа мол, на детях гениев отдыхает?
- Не мне судить, но я очень благодарна
судьбе, что родилась в семье не просто знаменитых,
но и образованных, культурных людей, которые любили и понимали
искусство, литературу. Вот моя любовь к Золотому веку и началась
с самого рождения. Сколько себя помню, у нас дома на полках
всегда стояли томики Пушкина, Лермонтова, Тютчева… Моя мама — Инна
Владимировна Макарова, и мой отец — Сергей Федорович Бондарчук
не назойливо, но постоянно прививали мне эту любовь, всегда касались
каких-то вершин Золотого века. Моя бабушка — писательница Анна
Ивановна Герман, читала мне, совсем маленькой девчонке, замечательные книги.
Для воспитания это имеет огромное значение. Я вся из детства.
И сейчас, отдыхая в Переделкино, вспоминаю, как маленькой ходила
в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, рядом жил Пастернак, … Поэтому,
не знаю, насколько верна эта пословица, отдыхает или не отдыхает
природа, не знаю. Во всяком случае, я точно не отдыхаю,
а тружусь, как могу. Да и мой брат, Федор Бондарчук –
трудоголик известный. Недавно ездила к нему на съемки, чуть позже
скажу, с какой целью.
- С появлением новых технологий в кино,
не уходит ли на второй план роль и значение режиссера
на площадке?
- Нет, конечно. Наоборот, я бы сказала,
что эта роль возрастает. Конечно, новые технологии заставляют учиться,
но результат оправдывает себя. У меня приблизительно 50 актерских
ролей, порядка 25-ти режиссерских работ и еще документальные фильмы.
Все это, думаю, говорит о том, что я не останавливаюсь
на достигнутом. Мне все безумно интересно, и в данном случае,
мне интересен новый этап в кинематографе, который наступил с приходом
новых технологий, к примеру, таких, как 3D. Увидев, насколько эти
технологии изменили кинематограф, мы захотели сделать сказку для детей
и для семейного просмотра «Тайна Снежной королевы» используя эти 3D
технологии. Вот за этим я к брату и поехала. Потому
что он тоже увлечен этими технологиями и у себя
на съемочной площадке снимает сейчас новыми, уникальными камерами.
Для нас пока это все в новинку и работают на таких камерах
пока только американцы. Но когда мы с братом отсматривали первые
кадры его нового фильма о Сталинграде я поняла, что по-другому
сегодня нельзя. И он мне тоже говорит, что, несмотря на то,
что о войне снято много фильмов, сегодня снимать обычным способом уже
нельзя. И я увидела такие кадры, которые невозможно забыть.
- Вы хотите сказать, что эта техническая новинка
активно влияет на эмоциональное восприятие того, что происходит
на экране?
- Это даже и не совсем техническая вещь.
Здесь все более глубоко. Вот был Великий немой кинематограф, но когда он перешел
в звуковую стадию, воспринято это было, не скажу что, на «ура».
Сам Чарли Чаплин не хотел снимать звуковое кино, но кино все-таки
стало звуковым. Далее цвет. До сих пор, и таких людей немало, снимают
черно-белые ленты и, можно сказать, что до сих пор полностью цветного
кинематографа нет. Но вот наступил следующий этап, который был нами
благополучно забыт. В 60-х годах это называлось стерео кино. Но,
как видим, не прижилось, и мы не стали этим активно
заниматься. Но появился Кэмерон со своим «Аватаром»,
и тут же стали снимать подобные фильмы, мультфильмы, но опять
не у нас. И до сих пор у нас этого нет.
Посмотрев несколько таких картин, я поняла,
что для детей, и именно сказку, нужно снимать именно
в объемном кинематографе. Это будет потрясающе. Представьте себя
на месте зрителя, и уж тем более ребенка: перед вами,
в объемной, трехмерной проекции проходят всполохи северного сияния, падает
пушистый снег, который, рука так и тянется потрогать. Дети к таким,
пусть и специальным эффектам, относятся поразительно. Они радуются,
как радуются настоящим снежинкам … Я сама, когда смотрела «Аватар»,
ловила эти пушинки как в детстве. Но технологии не стоят
на месте и следующий шаг, а он уже сделан, подобные фильмы можно
будет смотреть без очков.
Детям всегда нужно чудо. Может у нас, взрослых,
это уже в прошлом, но детям нужно чудо. Им нужен говорящий олень,
с человеческой мимикой и человеческим же характером, совершающий
объяснимые поступки. Детям все это нравится. Они еще живут в некоей
своей игре, в своем, приятном для них мире. И каждый день
на съемочной площадке «Тайны Снежной королевы» прибавляет мне и новых
ощущений и необходимого опыта, без которого фильм для детей
снять невозможно. Я со своим художником постоянно обсуждаю
декорации к фильму, какие они должны быть, чтобы их воспринял
ребенок. Поэтому, сейчас идет, отчасти и накопительный период. Этот фильм
будет снят не только по мотивам сказки Андерсена,
но и по мотивам разных легенд северных народов.
- А с чего же все началось?
- Все началось с того, что я получила
приглашение на Ямал, в Салехард. Меня пригласил туда замечательный
человек, с которым я уже подружилась за это время – это Олег
Эдуардович Контонистов. Он руководитель Центра международного и межрегионального
сотрудничества. В Салехарде я пробыла всего три дня, но побывать
успела везде и увидела многое. Я была в настоящем чуме, видела
северного оленя, увидела, впервые, вездеход на воздушной подушке,
я такого никогда не видела, если честно. Ощутила этот градус холодный
Севера, эти пронизывающие ветры. Побывала на местном телевидении,
а из-за того, что самолет опоздал, оказалась буквально
без подготовки сразу в кадре. И я общаюсь в студии
с огромным количеством людей, которые смотрели мою картину «Гоголь.
Ближайший». Было много звонков с самыми разными вопросами,
и что важно — звонили заинтересованные люди. И знаете,…
жить захотелось, снимать захотелось. Ведь нам, и актерам
и режиссерам, необходимо такое внимание.
И вот, в этом городе, состоялась еще одна,
очень важная для меня встреча. Олег Эдуардович меня познакомил
с Юрием Васильевичем Неёловым — президентом Фонда содействия северным
и арктическим территориям. Когда в разговоре с ним
я рассказала о планах снять фильм «Тайна Снежной королевы», это его
заинтересовало, он прочел сценарий, ему он понравился и с этого,
можно сказать, все и началось. Меня, правда, пока не поддержали
соответствующие госструктуры, но обещание поддержки есть.
Еще я получила удивительное письмо
от губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкина Дмитрия
Николаевича, где он написал и о своей поддержке этого проекта,
и это очень приятно. Поэтому в скором времени, мы отправляемся
не только на Первый фестиваль семейного кино в Салехард,
но и начинаем съемки нашего фильма.
- Наталья Сергеевна, снять такое кино в 3D формате
– это дорогостоящее удовольствие?
- Конечно. Одни только камеры, которыми будет
сниматься фильм, безумно дорогие. Государство, правда, выделило деньги
на закупку такой техники. Большие деньги. Но у нас другая
ситуация. У нас основная доля расходов ляжет, все-таки, на плечи
спонсоров.
Мы сейчас с моим оператором-постановщиком изучаем
все технологии по 3D, которые известны на сегодняшний день.
А еще, учтите, компьютерная графика, без которой тоже
не обойтись в современном кинематографе.
- А натурные съемки будут?
- Конечно. Но их не так много,
как павильонных. Мы собираемся приехать еще раз на Ямал на День
оленевода, небольшой фрагмент будем снимать в Лапландии, нынешней
Финляндии, Я сама буду играть атаманшу, которую по сценарию
превратила в многодетную мамку, с маленькими детьми-разбойниками
в возрасте от трех лет. В фильме будет много веселых моментов:
тот же замечательный олень, который считает, что он самый храбрый
и сильный, а на самом-то деле – трусливый и изнеженный
…. У каждого персонажа в фильме будет свой характер,
- Были трудности с подбором актеров?
- Я безумно боялась за Герду,
но девочку на эту роль нашла быстро. Она меня поразила своей
искренностью, естественностью и тем, что она все может делать:
и петь, и танцевать…. Потом появился и мальчик на роль Кая.
Все ребята имеют хоть и небольшой, но актерский опыт. Они, правда,
не снимались в кино, но опыт работы в театре у них
есть. А еще у нас появился Ярема. Вы наверное помните малыша, который
блестяще выступил на Первом канале в программе «Большая разница», где
копировал Сергея Безрукова так, что сам Сергей ему аплодировал,
чуть ли не стоя. Помимо таланта пародиста, он неплохо поет.
В итоге, я прописала для него целую историю. Он будет включен
в сюжет и станет в фильме артистом. Маленьким артистом.
Там по сюжету, бродячий театр передвигается по сказочной стране
в поезде, куда и садится настоящая Герда. А они везут
спектакль…. Нет, дальше рассказывать не буду.
- А кто играет главную героиню – Снежную
королеву? Это не секрет?
- Снежная королева — это моя любимая Настя
Заворотнюк. Почему я ее люблю? Потому что она снималась у меня
в фильме «Гоголь». А здесь необычная история, совсем необычная, она
будет Брунгильдой. Она будет у меня голубоглазая и совершенно
замороженная. Почему? Это моя тайна и раскрывать ее я не буду.
Дима Харатьян будет играть короля, вместе с ним будет королевой Ольга
Кабо, самого Андерсена будет играть Николай Петрович Бурляев, а Александру
Линькову предстоит сыграть роль абсолютного зла.
- То есть — министра?
- Нет. Дело в том, что этот фильм
не совсем по мотивам сценария сказки Шварца, там министр
и другие персонажи, а Линьков будет играть кампалэ – это такой
болотный дух. И когда он злится, у него в волосах выскакивают
поганки, а когда он расчувствуется – у него появляются цветы. Моя
дочь Маша будет играть ворону. Инна Владимировна Макарова – бабушка
Маши — будет играть роль Озы – это фея цветов, но она же владеет
и мастерством остановки времени. Дочка Оли Кабо будет играть принцессу.
- Наталья Сергеевна, а почему все-таки
Ямал? Ведь не только же потому, что основные спонсоры проекта
оттуда?
- Нет, нет. Я хочу сказать, что этот вариант
сказки написала лично я и она вся построена на легендах
северных народов. И это не случайно. Ведь истоки сказки и у Андерсена
– это тоже легенды северных народов. Он этим занимался очень долго. Ведь
недаром, до «Снежной королевы» Андерсен написал сказку «Ледяная дева».
У северных народов эта ледяная дева в легендах присутствует
практически везде. Она появляется в горах, на равнинах… Она владелица
зимней стужи и т.д.
Меня всегда интересовали северные народы, и мама
у меня из Сибири. Мне вообще интересно все у них –
и обряды, и уклад жизни. Они ведь никогда себе не изменяли.
Как жили сотни лет назад, так живут и сегодня. И не дай
Бог, что-то случится с Землей, они не выживут. Потому
что они практически не связаны с так называемой цивилизацией.
- Как Вы считаете, Наталья Сергеевна, этот фильм
будет русским, по духу, по стилю, или не столько русским,
сколько национальным?
- Я кино, к какой-то конкретной
национальности не привязываю никогда. К примеру, можно ли
определить к какой национальности относится фильм «Солярис»? Он вечный, он
человеческий, он для всех. Мне бы хотелось, чтобы
и в Финляндии, и в Исландии, и в Дании….и,
особенно, северные народы посмотрели бы этот фильм внимательно. Потому
что я буду делать этот фильм с огромной любовью к северным
народам. Я люблю их за исключительность, честность, искренность.
Если хотите, моя Герда воплощает некую антиглобалистскую идею. Она
не ворует ни у кого счастье. Она не живет за счет
кого-то. Она живет с любовью и за счет любви. Она дарит
себя всем: свое тепло, радость, она принимает на себя беды других.
У нас в последнее время произошла еще одна
серьезная деградация в мире культуры. У нас исчезли герои. А они
очень нужны детям. Им нужно кому-то подражать, на кого-то быть
похожими. И я надеюсь, что Герда сможет стать таким персонажем.
- И все-таки, Наталья Сергеевна, как Вы
считаете, Андерсен писал эту сказку для детей или для взрослых?
- Андерсен абсолютный гений. У него никогда
не было детей, у него никогда не было семьи, и он создавал
эти сказки не для детей, а для всего мира. Сказками этими
зачитывались короли, придворные, простой народ – в то время. Он стал
необыкновенно популярным человеком именно из-за сказок, хотя писал
и романы. Люди получали гигантское удовольствие от его сказок.
У него в каждой сказке есть какая-то заповедь,
какой-то подстрочник. И мне хотелось бы, чтобы наряду
со смешными моментами, этот фильм был бы трогательным.
Я надеюсь, что с Божьей помощью мы подарим людям семейное кино,
которое сегодня с большим удовольствием смотрят во всем мире.
Спасибо за беседу, Наталья Сергеевна. Удачи вам.
ИСТОЧНИК
|