На прошлой неделе в Каннах прошел крупнейший в мире рынок аудиовизуального контента – MIPCOM. Российская анимация была представлена как хорошо известными «брендами» («Маша и Медведь», «Смешарики», «Алиса знает, что делать!»), так и абсолютно новыми сериалами – «Йоко» и «Баблс».
Что касается «Йоко», то это проект воронежской студии Wizart Animation, небезызвестной уже во всем мире благодаря полнометражному мультфильму «Снежная королева». «Баблс» же – продукция молодой, но весьма энергичной волгоградской студии «Небо», которая за каких-то три месяца выложила в сеть – шутка ли – девять семиминутных эпизодов своего сериала.
Работы обеих студий достойны внимания, да и вообще региональных студий в России раз-два и обчелся. В советское время тоже, впрочем, было немного. В основном создавались телестудии (в Перми, Куйбышеве, Саратове, Волгограде) и производили они чаще всего короткометражки с местным колоритом, которые затем показывались в том числе и по центральному телевидению, но у советских детей были не слишком популярны.
Единственным, пожалуй, исключением стала Свердловская киностудия. В 1970-х годах в Свердловске делались вполне популярные мультфильмы по сказкам Бажова, а в начале 1980-х здесь собралась целая плеяда потрясающих молодых художников: Алексей Караев, Оксана Черкасова, Владимир и Елена Петкевич, Александр Петров, которые буквально взорвали фестивальный мир своими экспериментальными авторскими работами. Того творческого запала хватает и до сих пор: Екатеринбург по-прежнему остается одним из центров российской авторской мультипликации.
Телестудии развалились вскоре после распада СССР, а с ними и остальная региональная анимация – не то чтобы исчезла вовсе, но окончательно ушла в тень. С 1990-х мультфильмы делаются в Татарстане и Башкирии, появляются отдельные работы из Перми, Саратова, Красноярска, довольно активна анимационная жизнь в Якутии, где год назад был создан даже полнометражный мультфильм по национальному эпосу «Нюргун Боотур Стремительный» (сахаязычный вариант длится три часа), и в Салехарде, где над развитием направления работает Михаил Коробов со студией «Мынику». Однако в лучшем случае местная анимация популярна у себя дома, а в худшем и вовсе не находит зрителя. И тут, конечно, нельзя не вспомнить, что, например, легендарный английский Aardman Animations обитает в Бристоле, знаменитый французский Folimage – в Валансе, а в Валансьен и Арль учиться компьютерной анимации съезжается молодежь со всего мира.
Еще года три назад в России такое представить было бы невозможно. Отчасти в этом виновата пассивность региональных властей. Руководитель Салехардской студии «Мынику» Михаил Коробов объяснил «НИ», что хоть федеральные органы власти обязывают регионы вкладываться в развитие кинематографа, деятельность эта «как правило, ограничивается так называемой «кинофикацией» (все, что связано с региональным кинопрокатом), созданием региональных архивов кинохроники, а также кинофестивальными инициативами». Среди других причин г-н Коробов называет нехватку в регионах профильных вузов и исторических анимационных традиций, а также низкий культурный уровень населения, отмечая, что анимация лучше развивается «в регионах с преобладанием титульных наций, в частности, в республиках Саха (Якутия), Башкортостан и Татарстан, где широко представлена палитра национальных культур во всем многообразии видов искусств, а также велика потребность населения в поиске и формировании национальной идентичности и самосознания».
На этом фоне опыт воронежской студии выглядит впечатляюще. Два года назад они выпустили полнометражную «Снежную королеву» (фильм имел международный успех), к концу 2014-го уже обещана «Снежная королева 2», а тут еще и сериал… Производство же анимации в регионе выгодно еще и тем, что создаются новые рабочие места, интересные культурные инициативы… Главная трудность тут состоит в том, что кадры, как правило, стремятся в Москву.
Мария Терещенко
"Новые известия", 23 октября 2014 г.
Источник: http://www.newizv.ru/culture/2014-10-23/209429-iz-volgograda-v-kanny.html |