Фото: Афиша
мультфильма «Fiddlesticks»
16 августа 1930 года вышел первый
звуковой цветной мультфильм – «Fiddlesticks».
Мультик – это цветные и непременно
говорящие картинки. Трудно поверить, что так было не всегда. Когда-то
фантастикой казались движущиеся немые фигурки. Потом все восхищались тем, что
удалось их раскрасить. И лишь 83 года назад движение, цвет и звук удалось
совместить. И как ни странно, первым это сделал вовсе не Дисней!
16 августа 1930 года вышел первый звуковой цветной
мультфильм –«Fiddlesticks» (можно перевести как «Чепуха»). Он длится 6 минут 12
секунд. Его
снял режиссер Аб Айверкс (Ub Iwerks)
(1901 – 1971). Сначала Айверкс работал с Уолтом Диснеем. Это он придумал в 1928 г.
образ Микки Мауса. Потом Айверкс разругался с
Диснеем, ушел на вольные хлеба и создал свою студию анимации. Однако она не
смогла добиться большого коммерческого успеха, и Айверкс вернулся к Диснею. Он
также делал спецэффекты для фильма Хичкока «Птицы».
– Мультфильмы Айверкса слишком «правильные», в них нет диснеевского
хулиганства, – говорит Мария Терещенко, анимационный критик, программный директор Большого
фестиваля мультфильмов. – Поэтому сейчас они известны в основном специалистам.
Мультик 1930 года сейчас тоже заинтересовал бы далеко не каждого ребенка. В
нем нет сюжета – только цепочка «гэгов», смешных
ситуаций с трюками. Вот лягушонок Флип скачет по болоту – с листочка на
листочек, с кувшинки на кувшинку. Прыгает на твердую кочку, решает на ней
поплясать – а это, оказывается, черепаха, у нее панцирь на пружинке. Она
подбрасывает Флипа, он шлепается в воду. Вот Флип попадает на полянку, где
пируют и танцуют разные зверушки и жучки. Вот Флип играет на пианино, а мышонок
(весьма похожий на Микки-Мауса) – на скрипке (кстати, «Fiddlesticks» можно
перевести и как множественное число от слова «смычок»). Вот им весело, они
пускаются в пляс, и пианино пляшет вместе с ними. А вот на них напала грусть,
слезы льются ручьем, мышонок выкручивает промокшую скрипку…
– До начала 1930-х гг анимация
только наращивала технические возможности: персонажи становились все более
реалистичными, гэги более изобретательными, – говорит Мария Терещенко. –
Переворот в мультипликации происходит в конце 1930-х гг – именно тогда в мультфильмах
появляется полноценный сюжет, с завязкой и развязкой. Мультфильмы конца 1930-х
гг выглядят уже вполне современно. Или, по крайней мере, выглядели такими до появления
компьютерной анимации.
«Вечерка» подготовила список мультфильмов,
положивших начало эры мультипликации.
- Датой рождения анимации считается 28 октября 1892
года – в парижском Музее Гревен художник Эмиль Рейно (1844 – 1918) показал
«световую пантомиму» с помощью аппарата «оптический театр». Он позволял
видеть последовательность нескольких рисунков как плавное движение. Рейно
показывал программы из нескольких сюжетов, каждый сеанс длился 15 – 20
минут. Каждая лента состояла из нескольких сотен картинок, которые Рейно
сам рисовал и раскрашивал. Он впервые применил некоторые приемы, ставшие
основой технологии мультипликации, в частности
радельное рисование персонажей и декораций. Но назвать его работы
мультфильмами нельзя – ведь для них не использовалась кинопленка. Тем не
менее заслуги Рейно перед мультипликацией трудно переоценить, и с 2002
года 28 октября отмечается Международный день анимации.
- Первым настоящим мультфильмом считается
«Фантасмагория» Эмиля Коля (премьера – 17 августа 1908 г.). Это немая
рисованная короткометражка, сделанная в технологии покадровой съемки.
- В 1912 г. появляется фильм Владислава Старевича
«Прекрасная Люканида, или Кровавая война рогачей и усачей». Это первый
отечественный мультфильм и при этом еще и первый в мире кукольный мультфильм
с титрами, показанный публично. Последнее уточнение очень важно. «Есть и
более ранние российские опыты в области мультипликации, но их результаты
не были показаны публично, – говорит анимационный критик, научный
сотрудник Музея кино Павел Шведов. – А если нет доказательств публичного
показа, то опыт в мультипликации и кино не «засчитывается»».
-
У Старевича жуки-олени разыгрывали
сцены, пародирующие рыцарские романы. Многие не верили, что это куклы: думали,
что Старевич выдрессировал живых жуков. Кстати, сначала он так и хотел сделать,
но выяснилось, что под ярким светом, необходимым для съемки, жуки замирают и
отказываются двигаться.
4.
В 1926 году вышел самый ранний
полнометражный анимационный фильм, сохранившийся до наших дней – «Приключения
принца Ахмеда» немецкого режиссера Лотте Райнигер (1899 – 1981). Она сняла его
в технике силуэтной мультипликации: кадры не рисуются, а «разыгрываются»
плоскими фигурками на цветном фоне. Сюжет взят из сборника «Тысяча и одна
ночь»: герой хочет спасти сестру от посягательств злого чародея.
5.
В 1928 году почти одновременно
вышли первые звуковые мультфильмы. Везде утверждается, что самой первой стала
короткометражка Диснея «Пароходик Вилли» (премьера – 18 ноября). На самом деле
еще 1 сентября вышел звуковой фильм Пола Терри (1887 – 1971) «Время обеда». Но
он не получил успеха, и диснеевский мультик его просто затмил.
6.
Первым отечественным звуковым
мультфильмом считается «Почта» Михаила Цехановского (1929) – экранизация
знаменитого стихотворения Самуила Маршака про путешествия письма. Но сначала он
был немым, озвучили его спустя год (причем текст читал Даниил Хармс). Еще
«Почта» стала первым советским мультфильмом в массовом прокате, первым
советским мультфильмом, широко демонстрировавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную
(в позитиве) версия – первым советским цветным мультфильмом.
7.
В 1932 г. Американская
киноакадемия учредила премию в номинации «Лучший анимационный короткометражный
фильм». Первым оскароносцем стал мультик Уолта Диснея «Цветы и деревья» (1932)
– история про то, как молодой Клен и старый Дуб боролись за любовь прекрасной
Осины.
8.
В 1995 г. вышел первый
полнометражный фильм, смоделированный на компьютере полностью трехмерным –
«История игрушек» Джона Ласеттера. Это еще и первый мультфильм, номинировавшийся
на «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий». А первые опыты с использованием
компьютера в мультипликации делались в 1951 г.
9.
В 1999 г. фильм русского режиссера
Александра Петрова «Старик и море» по рассказу Хэмингуэя стал первым в истории
мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. Причем Петрову было
запрещено несколько лет показывать свой мультфильм в кинотеатрах, не
поддерживающих формат IMAX. Исключение было сделано лишь для одного показа в
его родном городе Ярославле. Мультфильм получил «Оскара» в номинации «Лучший
короткометражный анимационный фильм».
10.
10. В 2002 г. Американская киноакадемия учредила номинацию
«За лучший анимационный полнометражный фильм». Награду получил «Шрек» (2001)
Эндрю Адамсона и Вики Дженсона.
Подробнее:
http://www.vmdaily.ru/news/2013/08/15/10-samih-pervih-v-svoem-rode-multfilmov-209497.html