Всем добрый
день. Сегодня замечательный день. Мне кажется, послание от Эльдара Рязанова
является едва ли не программой, поскольку он точно зафиксировал состояние
нашего общества. Именно общества, а не только кинематографа. Но я попросил
слово в связи с тем, что прошла встреча у премьер-министра Владимира Путина,
посвященная анимации - случай вообще невероятный.
Началось с того, что мы с Андреем Коржановским составили письмо. Ситуация
сложилась абсолютно нетерпимая - был указ, после которого произошло разделение
Cоюзмультфильма на киностидию и на Фильмофонд, которому была передана вся
коллекция Союзмультфильма, и он распоряжался этой коллекцией и обрел
самостоятельный статус. Дело дошло до того, что студия оказалась заложником у
Фильмофонда. Фильмофонд рос, распространялся, и практически весь второй этаж
был занят им. Надо сказать, что Фильмофонд выплачивал какие-то деньги, не так,
чтобы большие, для какого-то поддержания, скорее даже, тления жизни.
Но дело в следующем: Фильмофонд настолько почувствовал себя хозяином, что в
конце-концов посягнул и на авторские права. Что это означает в мультипликации?
Это означает права на изображение, права на персонажи. Это отдельный вопрос,
которым Фильмофонд долго занимался, привлек опытных юристов. Надо сказать, что
в этом Фильмофонду помог Эдуард Успенский - наш замечательный писатель, но, по-моему,
по натуре крайне непорядочный человек. И я имею право так сказать, поскольку он
начал оттягивать права на персонажей. В частности, дело кончилось тем, что он,
оболгав художника Шварцмана, который нарисовал Чебурашку (извините, что я вам
такие подробности рассказываю), оттяпал у него права на изображение. То есть
кончилось тем, что Шварцман не является художником и автором этого персонажа.
Вот чем кончилось.
И Фильмофонд, разогнавшись на этой истории, пошел дальше, отобрав права у
художников на их работу. Кроме этого, он отобрал и у Успенского права, то есть
Успенский сам попал в свою же западню. И мы с Андреем Коржановским
все-таки решили поломать всю эту историю, и написали письмо, которое
сейчас ходит в интернете. Произошла невероятная вещь! Письмо напрямую попало к
Путину. Как я об этом узнал? Мы это письмо писали на два адреса: президенту и
премьер-министру. Вот нашелся Гермес который постарался. И мы были потрясены
молниеносностью, с которой произошла встреча: от письма до встречи прошло
буквально 20 дней.
Нам были розданы документы и мы узнали, что указ Путина прямо противоположен тому,
чем занимался фонд. В указе было четко сказано, что аудиовизуальная коллекция и
изображение, которое было произведено на этой студии, остаётся в собственности
студии. И это было самое главное. По поводу чего, я там и сказал: "Так
получается нас всех кинули?" Мы десять лет были в полном неведении, и вот
после этого письма, и вообще после этой встречи, было решено, что Фильмофонд
упраздняют и коллекцию отдают в Фильмофонд в Белые Столбы. Может получится так,
что прекратятся и выплаты, которые происходили в конце каждого года, за прокат
фильмов, за всякие другие подробности. И тогда мы окажемся в ситуации весьма
неприятной, поскольку многие мои коллеги, которые в моём возрасте и старше
меня, они хоть какие-то деньги, но получают. Надо сказать, последние выплаты
Фильмфонда были в том числе и тем, кто сейчас себя, мягко говоря, плохо
чувствует, в частности Хитрук которому сейчас 94 года и художники которым уже
за 80.
Еще произошла одна ужасающая вещь на Союзмультфильме. Как киностудия она
разрушилась! И практически вместо 40 фильмов, которые она когда-то делала,
делает уже 2-3 фильма в год. И вот когда у нас было 75-летие Союзмультфильма, я
на этой встрече спросил: "Кто здесь присутствует из тех, кому меньше
пятидесяти?" Поднялись две руки. Это были дети наших коллег. И там же на
совещании у Путина, я сказал: "Вы представляете себе, двигается
человечество, оглядывается назад, а за ним никого." Вот такая история.
Спасибо.
http://www.kinosoyuz.com/events/index.htm?pub=742
|