В
этом году многие уже успели вспомнить славное имя Владислава Старевича и
его фильм "Прекрасная Люканида или Борьба рогачей с усачами", от
премьеры которого отсчитывает свою столетнюю историю отечественная
мультипликация. На тему оснований выбора точки отсчета можно прочесть
важный текст Георгия Бородина –
http://george-smf.livejournal.com/19125.html:
"До
недавнего времени вопрос датировки рождения отечественной анимации
затруднений не вызывал. Точка отсчета была единой и неоспоримой: первая
премьера, Владислав Старевич, «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и
усачей», 1912 год, 26 апреля по старому стилю". Далее автор пишет,
что точку отсчета поставили под сомнение находки В.Бочарова и его фильм
"Запоздавшая премьера". Однако, помимо этого, интересно: откуда мы
знаем, что премьера фильма Старевича состоялась именно 26 апреля?
Оказалось, что этот вопрос не имеет убедительного ответа в киноведении.
Бытует
несколько вариантов даты, поэтому захотелось с ними разобраться и найти
правильный ответ. Ведь день рождения искусства, как и человека, имеет
важное значение в его жизни: как повод отметить праздник, подвести
итоги, задуматься о будущем.
Вот мое небольшое расследование.
Обратимся
к существующим вариантам. Первый и самый распространенный – 26 апреля.
Во многих статьях и каталогах (в том числе "Великий Кинемо" и "Летопись
российского кино") указывалось это число с отсылкой на рукописи
Вен.Вишневского и его справочник "Художественные фильмы дореволюционной
России". Вот что можно найти в этой книге:
Надо
сразу отметить, что Вишневский здесь ошибается, говоря о том, что
работа Старевича в объемной мультипликации была первой в мире (можно
вспомнить, например, фильм "Отель Электрико" 1905 года). Кроме того,
"Люканида" - не первая работа Старевича. Так что в тексте Вишневского,
по крайней мере, две ошибки.
Второй вариант даты – 26 марта. Его я
встретила лишь однажды, в написанной Мариной Карасевой главе о
Старевиче из книги "Мигающий Cinema". Ну, и март, как месяц выпуска
фильма, упоминает Ханжонков в своих мемуарах (см. "Первые годы русской
кинематографии"). Наряду с мемуарами в книге приводится составленная
Вишневским фильмография кинопроизводства студии Ханжонкова, где среди
прочего есть, конечно, и "Люканида":
Здесь
Вишневский указывает ссылки на упоминания фильма в периодике тех лет
(сокращения - названия журналов и газет). Но сами документы, в которых
можно было бы найти подтверждение указанной в справочнике даты, он не
приводит, и не приводит их, впрочем, никто. Так что оставалось пойти в
РГБ и лично на них взглянуть.
В журналах, прекрасно сохранившихся с
тех пор, открывается кое-что интересное. Вот например из №28 "Вестника
кинематографии" за 1 февраля (!) 1912 года, с. 16.
И из "Кине-Журнала" №3 за 8 февраля, с. 18, раздел "Хроника":
Можно
было бы предположить, что именно тогда, в конце января, и состоялся
публичный просмотр фильма, но есть несколько деталей, опровергающих эту
идею. Во-первых, если картина (тем более, настолько заметая) выпускалась
в прокат, она должна была указываться в таких постоянных рубриках этих
журналов как "Описание новых картин", "Программы московских кинотеатров"
и т.п. Отсутствие таких описаний наводит на мысль, что в январе фильм
просмотрели люди из узкого круга кинопредпринимателей. Делалось это с
целью оценки предполагаемого прокатного успеха всех киноновинок. Эту
мысль высказал Николай Изволов, и она кажется мне убедительной. На то же
самое указывают и фразы о будущем успехе картины в февральских
журнальных заметках.
Смотрим далее и находим самое важное. "Вестник кинематографии" №30.
26 марта, то есть 8 апреля по новому стилю.
Там же на 28 странице, "Описание новых картин":
А
на 36 странице этого же выпуска можно найти полный текст сюжетного
описания "Люканиды", который присылался в журнал самой киностудией, и
который был использован Н.Изволовым при недавнем озвучивании фильма.
Но если 26 марта - дата выпуска, означает ли это, что в этот день состоялась публичная премьера для кинозрителей?
Откроем №32 "Вестника", с. 24:
Здесь
"Люканида" стоит в программе семи кинотеатров в прокатный период с 15
марта по 1 апреля. Это говорит о том, что под формулировкой "выпуск"
имелась в виду именно общественная премьера. Если фильм имел такую
рекламу и значился во всех возможных списках и описаниях с единственной
указываемой датой, нет оснований думать, что премьера могла не
состояться именно в этот день, 26 марта.
Вишневский не мог не
видеть этих страниц, ведь он сам их указывает, а значит "IV" (апрель) -
просто ошибка (опечатка?). Других объяснений этому я пока найти не могу.
По всей видимости, Марина Карасева была вторым человеком, который видел
эти документы непосредственно, почему и указала дату верно. Если не
вторым, то интересно было бы узнать, кто еще этим занимался и написал об
этом.
Интересен еще один факт. В 37-м номере "Вестника"
указывается дата премьеры "Люканиды" в Америке – 1 августа. Случился ли
этот просмотр и был ли он первым для всего зарубежья еще предстоит
узнать.
Остается еще множество вопросов. Существует большой объем
материалов о Старевиче разной степени достоверности. Авторы этих книг и
статей почти не указывают первоисточники приводимых цитат,
предположений и описываемых событий. Версии расходятся и противоречат
друг другу. Где именно Старевич снимал свои первые мультфильмы? Как он
пришел к идее мультипликации? Когда была снята «Прекрасная Люканида» (по
некоторым сведениям можно предположить, что летом 1911 г.)? Как он на
самом деле начал сотрудничать с Ханжонковым? На эти и многие другие
вопросы я пока не могу найти убедительного ответа. С трудом удается
восстановить канву событий тех лет, а, главное, ход мысли Мастера. Такие
важнейшие первоисточники как записки самого Старевича, хранящиеся,
предположительно, в Польше в архиве у В.Евсевицкого, до сих пор не
изданы и существуют в обороте только в виде небольших кем-то выписанных
цитат. Книга-монография "Эзоп ХХ века" того же Евсевицкого, который,
судя по всему, вел разговоры непосредственно с режиссером, на русский
язык не переведена. Так что впереди еще много интересной работы. Много
тайн и загадок волнуют человеческое воображение спустя сто лет после
премьеры «Прекрасной Люканиды», в год 120-летия со дня рождения
Владислава Старевича.
ИСТОЧНИКПри содействии
namastescopМы благодарим за помощь в этом исследовании
Георгия Бородина, Николая Изволова и Сергея Капкова.