Начавшиеся 1 марта 2013 года и продолжающиеся в настоящее время на Ямале съемки художественного игрового фильма «Белый ягель»вызвали большой общественный интерес и резонанс в российской и окружной прессе. В частности, в статье Екатерины Золотаревой Метели и морозы не помешают съемкам («Красный Север, 02.03.2013) сообщалось, что «мы обязательно побываем на съемочной площадке первого художественного фильма, создаваемого по мотивам произведений ямальского автора». И вот с этим, выделенным жирным курсивом утверждением, хотелось бы категорически не согласиться. При всем уважении к автору прекрасных репортажей о съемках фильма, при всем уважении к известным российским кинематографистам и при всем уважении к личности и творчеству Анны Неркаги. Потому что, ну не первый это художественный фильм, снимаемый по мотивам произведения ямальского автора.
Потому что до этого были художественные игровые картины Анастасии Лапсуй Маркку Лехмускаллио, а именно «Семь песен из тундры» (2000), «Небесная невеста» (2003) и «Пудана-последняя в роду» (2010). Эти фильмы, как и «Белый ягель», были сняты на ненецком языке, по сценариям уроженки Ямала Анастасии Лапсуй. Да, фильмы эти были сняты не российскими, а финскими кинокомпаниями, и бюджеты их были в разы скромнее, чем у фильма «Белый ягель». Но тем не менее. И кто его знает, создай в свое время бывший директор Департамента культуры ЯНАО Владимир Гуща окружную кинокомпанию, то этих художественных игровых фильмов Анастасии Лапсуй было бы значительно больше. А если бы с этой инициативой Анастасию поддержали бы в свое и представители национальной интеллигенции, а не запоздало «посыпали бы голову пеплом», как это сделал в прошлом году редактор окружной газеты на ненецком языке «Нарьяна Нгэрм» Хабэча Яунгад в своей статье «Дорога к Оскару» («Ямальский меридиан», №№ 8-9 , 2012), то таких картин, и не только у Анастасии, было бы еще больше.
Но и это еще не вся история. 2005 год. ОГТРК «Ямал-Регион». Завершаются съемки первого игрового фильма на языке ханты. Это фильм Зинаиды Лонгортовой «Свадебный аргиш» по мотивам ее одноименного произведения. «Благодаря» своеобразному менеджменту тогдашнего руководства ОГТРК, фильм имел сложную фестивальную и прокатную судьбу. И, пожалуй, до сих пор не столь широко известен широкой публике.
Но и это еще не все про ямальких авторов и писателей, по мотивам произведений которых снимались художественные фильмы.
Сегодня, 11 апреля, известному журналисту, прозаику и детскому писателю Юрию Николаевичу Афанасьеву исполнилось бы 73 года. В день его рождения хотелось бы вспомнить его вклад не только в литературу, но и в кинематограф – в художественное мультипликационное кино.
Потому что именно по мотивам его произведений на студии «Союзмультфильм» режиссером Владимиром Данилевичем были сняты два кукольных мультфильма «Сказка дедушки Ай По» (1976) и «Хвастливый Мышонок» (1983). И лишь много лет спустя, в 2005 году, ямальской анимационной студией «Мынику» был снят мультфильм «Как Нянчедо Мынику учил человека летать», сделанный по комиксу ямальского автора Екатерины Степонайтис.
Ямальские аниматоры с гордостью считают Юрия Афанасьева своим предчетей. В день его рождения в Объединении мультипликации «Мынику» салехардского Детско-юношеского центра юные аниматоры вновь соприкоснутся с наследием известного ямальского писателя, посмотрев его мультфильмы. И просто вспомнят о нем, как это сделали они в прошлом году во время работы выставки «МУЛЬТСТРАНА 1912 -2012», которая проходила в КДЦ «Наследие» под эгидой российской Ассоциации анимационного кино и была посвящена 100-летию российской анимации.
Отдельный стенд выставки был посвящен творчеству Юрия Афанасьева. Уникальные материалы были предоставлены его супругой Ниной Васильевной – это книги, фотографии, рукописи сценариев, переписка с редактором «Союзмультфильма» Н.Абрамовой, слайды персонажей мультфильмов, а также уникальный экземпляр режиссерского сценария фильма «Хвастливый мышонок» с автографом режиссера Владимира Данилевича: «Очаровательному человеку Юрию Николаевичу!».
Активно развивающиеся в последние годы события, связанные с возникновением и развитием региональных кинокомпаний в некоторых субъектах России, таких, например, как в Якутии или Татарстане, не могут не радовать. Все это дает импульс для развития в регионах всех видов искусств, в том числе и литературного процесса. Будем надеяться, что когда-нибудь и на Ямале появиться своя кинокомпания, и ямальским литераторам, а также композиторам, художникам, режиссерам, актерам не придется искать творческого счастья на стороне.