Вход

Регистрация
Главная
 
Сайт мультфильма
"Пластилиновый Мытахо"
 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [49]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Порочная класификация детей по возрасту

Keren Fishzon перевела с иврита статью Дана Лесери, который сыграл большую роль в моем решении вырастить сыновей в рамках домашнего образования. "Чем ординарнее человек, тем больше у него будет друзей его возраста. Он не станет трудиться, ища друзей, которые ему действительно подходят. Обратный закон (тоже верный). Если хочешь превратить людей в посредственностей, запихни их в среду людей одного возраста".

Дан Лесери

Порочная класификация детей по возрасту

העוול שבמידור החד-גילי
חינוך ביתי באופן טבעי

Никто не приходит в волнение, если человек вместо того, чтобы покинуть этот мир в 90 лет, покидает его в 96. Так или иначе, он удостоился дожить до седин. Ведь есть люди, которые умирают на 20 лет раньше, но и в этом случае мало кто считает, что это преждевременная кончина. И если человек, который, в конце концов, умрет в 96 лет, начнет развиваться на три года позже, чем человек, который умрет в 90, у него в любом случае будет на три года больше.

Так почему же мы так переживаем, если ребенок начнет развиваться чуть позже? Что если он пойдет в первый класс не в шесть, а в девять лет? Почему мы содрогаемся при самой этой мысли?

Причина проста. Устаревшие взгляды, шаблоны мышления, культурное промывание мозгов. Они вгоняют человека в депрессию, куда более глубокую, чем мы можем себе представить. Моя задача – вскрыть корни этого явления в надежде снять шоры с умов и сердец людей.

Что это значит? Место ребенка, которому шесть лет, среди детей, которым шесть лет. Это нормально, естественно. Все остальное кажется нам искажением. Критерии, которыми мы мерим мир, приводим его в действие: люди одного возраста должны быть идентичны в каком-то очень глубинном смысле, обязывающем соотносить их с людьми другого возраста. Пример – навыки чтения и письма. Этот пример я привожу часто.

Пределы готовности детей к чтению и письму это четыре-пять лет у тех, кто созревает рано, и 12 у тех, кто поздно. Это означает, что, без особого давления, будут дети, которые начнут читать в пять лет, и дети, которые начнут в 12. Значит, средний возраст готовности к чтению это восемь лет. Следует ли из этого, что ребенок, который развивается медленнее, менее умен, менее талантлив, будет меньше читать, и его взрослая жизнь сложится хуже?

Нет, вовсе нет. Это говорит лишь о том, что в этой области он созревает медленнее. Почему? Потому что он устроен иначе. Между прочим, он созрел быстро в других областях. И если даже нет, тот факт, что он развивается медленнее, ничего не говорит о высотах, которых он достигнет впоследствии. Это не говорит о том, что он в принципе менее талантлив, или о каких-то свойствах его личности, а говорит лишь о его темпах. И вполне возможно, именно те, кто развивается медленнее, в итоге продвигаются дальше.

Пример тестов на IQ

То, что справедливо в отношении чтения и письма, справедливо и по отношению к любой другой области, какую ни возьми. Есть ребенок, который естественным образом начинает интересоваться вопросами физики в 15 лет. Он задает вопросы, которые другой ребенок, возможно, задает в восемь лет. Тот, 15-летний очень любит физику, несмотря на то, что он медленный. Когда ему будет 25, он достигнет глубоких познаний в этой области. Не потому, что он занимался систематически, а потому, что он созрел и у него действительно есть к этому талант. Если в 15-летнем возрасте сравнивать его с ровесниками, вполне может оказаться, что в ту минуту он менее умен, чем они. Только стоит ли трудиться и сравнивать его с ровесниками?

Я снова и снова повторяю: сравнительно позднее созревание не свидетельствует ни о степени одаренности, ни о природных склонностях. Есть дети, у которых проявятся склонности к математике и большая любовь к ней, если им позволят созреть позже по отношению к ровесникам.

Но это, конечно, не может произойти в нашем мире, где все сравнивают. Тот, кто имеет природную склонность к физике, но созрел медленнее относительно ровесников, быстро поймет, что он не умный, бездарный и вообще ненавидит физику. У ребенка, который мог бы принести пользу себе и другим в области физики, возникает стойкое неприятие, препятствующее его дальнейшему развитию в этой области. Он раздавлен рамками одновозрастной теории и найдет себя на нижнем краю: тупица, слабоумный, с некоторыми отклонениями от нормы. Любой тест на IQ подтвердит эту точку зрения, потому что всегда говорит о возможностях в связи с возрастом. Понятно, что, если бы взрослый человек проходил тест на IQ, предназначенный для семилетнего ребенка, его признали бы гением.

Предположение, что все должны развиваться одинаково, в одном темпе, превращает развитие в другом темпе в глупость, дурость. Это и есть дурость, но такая дурость, которая стоит здоровья многим детям.

Нередко ко мне приходят родители, которые рассказывают, что, хотя их детям тяжело в школе, исследования, сделанные детям, показывают наличие всевозможных талантов значительно выше среднего уровня. В душе я смеюсь.

Люди не понимают, о чем говорят. В 99% случаев результаты всевозможных экзаменов будут либо выше среднего, либо ниже среднего уровня. То есть только единицы будут “в порядке”, попадут в средний уровень, где положено быть “правильным”, “нормальным” детям. Все остальные будут “не в порядке”, отклонившись в ту или иную сторону. Каждый может показать, что он в чем-то особенный. И даже те, кого определяют как попадающих в рамки, могут оказаться особенными лишь в этом.

Эксперимент

Вот маленький пример, который, возможно, откроет нам глаза. Возьмем ребенка, которому девять лет, и подделаем его удостоверение личности, написав, что ему шесть. Это значит, что в первый класс он придет в девять лет, в армию – в 21 год, в университет – в 24, и так далее. Велики шансы, что этот ребенок преуспеет. Экзамены покажут, что он очень умен, его IQ будет высоким, в учебе он будет успешнее, чем другие, и так далее.

Что принципиально важное он потерял? Он начал свою жизнь с опозданием? У него будет меньше времени на получение удовольствия от взрослой жизни? А может быть, именно благодаря этому благополучному детству он проживет на 10 лет дольше. Каков вывод? Нужно подделать удостоверения личности всем детям. Или просто отменить их? Прекратить заниматься вопросами возраста? Прекратить классифицировать людей в соответствии с возрастом? Выйти за рамки шаблонов и стереотипов? Эти стереотипы – разновидность расизма или один из краеугольных камней, на которых держится этот расизм.

А вот пример из другой области. Многие говорят о том, что нормальный восьмилетний ребенок должен играть с детьми своего возраста и находиться в их обществе. Это представляется нам естественным, нормальным и здоровым. А если сказать то же самое в отношении человека, которому 34 года? Вам покажется странным то, что у него есть друзья, которые моложе и старше, чем он? И, может быть, никому из них не 34 года? Или вы скажете, что 34-летний человек должен вращаться в обществе 34-летних во имя его здоровья? Нет. Ради душевного здоровья ему необходимы люди, с которыми ему есть о чем говорить. Может быть, люди, похожие на него в каких-то отношениях. У них есть похожие склонности, они интересуются одними и теми же вещами. Эти люди могут понять его, а он – их. Они могут быть партнерами. И все это гораздо важнее того, что они могли бы быть одного возраста.

В действительности я хочу обозначить следующий психологический закон. Чем сильнее выражена индивидуальность человека (он верен себе, соединен со своими желаниями и так далее), тем большей будет разница в возрасте между его друзьями, так как он ищет и находит единомышленников. Внутренние качества, связанные с характером, личностью, ему важнее, чем возраст. Чем ординарнее человек, тем больше у него будет друзей его возраста. Он не станет трудиться, ища друзей, которые ему действительно подходят.

Обратный закон (тоже верный). Если хочешь превратить людей в посредственностей, запихни их в среду людей одного возраста.

Объяснение

Если хочешь превратить людей в посредственностей одного возраста, квалифицируй их мысли таким образом, чтобы они чувствовали свою принадлежность к людям определенного возраста, а не определенного характера. Пусть почувствуют себя частью массы, группы того же возраста, у которой нет других характеристик кроме возраста. В каждый конкретный момент любой определяет личность человека прежде всего по принадлежности к той или иной возрастной группе, а это означает, что и он сам не идентифицирует себя как физик, или математик, или философ, или поэт, или музыкант, или кто-то еще, кого невозможно описать словами. Он считает себя исключительно человеком 14 лет. И это как будто должно сообщить что-то важное о нем.

Глупый возраст (Гиль типеш эсре)

А если человеку 14 лет, то и вести себя он должен как 14-летний.

Когда подростку задают вопрос “кто ты”, он говорит, чувствует, как это принято среди людей 14-летнего возраста, относит себя к их сообществу. Возраст – их точка отсчета. Единицы причисляют себя к группе любителей плавания, любителей книги, любителей музыки.

Только не говорите, что все 14-летние ведут себя одинаково, потому что находятся на определенном этапе жизни. Не говорите, что есть особый глупый возраст. Его нет. Это изобретение современной психологии, которая целиком основана на вере в классификации.

“Глупый возраст” придумала школа, принудительно собирающая 30 детей одного возраста в одном классе. Вся психология XX века исходила из первоначального предположения, что естественное место ребенка в школе. На основе этой действительности, поскольку другой действительности психологи не знали, они создали теорию развития. На основе предположения, что люди одного возраста должны быть одинаковыми и по другим критериям, они создали свою систему классификации.

Этапы. Я не говорю, что нет порядка типичного созревания. Он есть. Мы проводим границы между грудничком, младенцем, ребенком, подростком, молодым человеком, взрослым и стариком. Мы разделяем эти категории, и существуют характерные особенности, которые их определяют. Но, и это очень важно, бывает, что 40-летний человек ведет и ощущает себя как молодой парень. И наоборот, молодой человек 25 лет может причислять себя к категории взрослых.

В любом случае, это определение общее, а не дихотомическое. Речь идет не о том, что человек меняет возраст и переходит из одной категории в другую. Это связано с естественным созреванием и происходит ступенчато. И в любом случае, эти категории говорят о чем-то очень общем и не обязывающем.

Если вы видите человека, которому 14 лет, и говорите “это возраст”, знайте, что это не возраст. Это последствия классификации его подделанного удостоверения личности, которая выросла из жесткого шаблона одновозрастной системы, сопровождавшего человека с рождения.

Идентификация. И не говорите, что дети “глупого возраста” (гиль типеш эсре) заняты самоидентификацией, и это занятие характерно для данной группы людей. Покажите мне группу людей любого возраста, которые не заняты самоидентификацией. Конечно, есть то, что созревает в своем темпе. Есть вопросы, которые созревают раньше, и вопросы, которые созревают чуть позже. Правильно. Но 15-летний, которого не квалифицировали по возрасту, легко может найти общий язык с 25-летним.

Общий язык.В чем 15-летний, которого не квалифицировали по возрасту, может найти общий язык с 25-летним? Это может быть не очень глубокая связь. Связи бывают не очень глубокими. Эти люди могут работать рядом друг с другом, учиться рядом друг с другом, говорить о политике или обсуждать любую другую тему, просто проводить время вместе. Принципиальных препятствий для этого нет. Есть только квалификация по возрасту, привычка и искусственное навязывание этой квалификации.

Связь между этими людьми может быть и серьезнее, чем простая, беспричинная. У нее может быть более глубокая причина, которую один находит в другом. Они могут любить одни и те же вещи, чувствовать одинаково, возможно, у них одинаково работает воображение, а может быть, им есть о чем поспорить. И они могут стать задушевными друзьями. Разница в возрасте между ними не имеет никакого отношения к их связи.

Это может быть не беспричинная и не задушевная связь, о которой мы говорили, а нечто среднее, потому что 15-летний не созрел до уровня 25-летнего в плане воображения. И тем не менее, тот факт, что он не дорос, не препятствует их дружбе, однако в случае квалификации по возрасту такая дружба обречена.

Есть непреодолимая граница между квалификацией детей по возрасту и восприятием жизни, проложенным самой жизнью. Ребенок, выросший в рамках квалификации по возрасту, понимает, что существует направление – единственное, понятное, правильное и нормативное. Подобно производственному продукту на конвейере, он знает, что должен пройти дорогу поэтапно, и на каждом возрастном этапе с ним должны произойти правильные события. А если нет, то это признак проблемности.

Понятно, что в 12 лет мы переходим из начальной школы в среднюю, из средней школы идем в старшие классы, после этого армия, после армии университет или что-то еще. Это правильный маршрут. Вся жизнь вносится в маршрутный лист, и огромное пространство, которое находится за пределами этого маршрута, остается неизвестным, пустым и страшным. В этом маршрутном листе со всей ясностью видно, откуда ты выходишь и куда хочешь прийти. Ты отправляешься из первого класса и приходишь во второй класс. Дети привыкают думать о себе в таких категориях.

Позже, когда они выходят на открытое пространство настоящей жизни, они чувствуют себя абсолютно потерянными и спешат найти другой маршрут, похожий на школьный. Они возвращаются в университет или добровольно вписывают себя в другие рамки, в которых становятся наемными работниками и продвигаются от ступени к ступени по карьерной лестнице. Теперь им все понятно. Они чувствуют, что теперь у них все в порядке, понимают, откуда они начали свой путь и куда они должны прийти. И если двигаться равномерно и систематично, то в один прекрасный день станешь директором.

Эти люди в первую очередь будут воспроизводить отношение к жизни как к маршрутному листу. Они будут подавлять все, что не вписывается в эту систему, и прежде всего – своих детей.

Сравнение и соревнование. Существует глубинная связь между квалификацией по возрасту и склонностью к сравнению. Классификация порождает взгляд в сторону, когда человек смотрит на других, чтобы определить свое место. Это начинается уже в грудном возрасте.

“Ой, какой симпатичный малыш! Сколько ему?” “Год”. “Что? И он уже так хорошо ходит?” “Да, он уже с 11 месяцев ходит. А сколько твоему?” “Полтора года”. “И он еще не ходит? А мой в этом возрасте уже разговаривал”.

Кому не знакомы такие сравнения? Они продолжаются у детей, которые хотят знать, сколько лет другу. “А я старше тебя на три месяца!” И доходит до грустной кульминации, когда все ученики 6-го класса соревнуются за лучшую оценку по математике. Это печально. Ребенок, которому всего 10 лет, видит себя членом группы, вливающейся в какое-то огромное шествие других 10-летних детей, не имеющих между собой ничего общего. И тем не менее, он должен быть среди них, чтобы оценить себя.

На самом деле, у них есть общий момент, который с годами становится все сильнее и сильнее. Все они находятся внутри одной проблемы, в одном капкане. И что же удивительного в том, что все они создают общую культуру? Культуру, которая впоследствии вырастает в культуру “типеш эсре”. Результат – внутренняя пустота, отсутствие адекватной самооценки и самоуважения.

Закон потребительства. Заинтересованность культуры потребительства в этой квалификации очевидна. Проще обслуживать массы, которые квалифицированы и жестко поделены на группы. Это старая система разделения и властвования. Ну а как вы хотите, чтобы людей делили на группы? По цвету глаз? Идея деления по возрасту проста и хороша. К тому же она допускает мобильность, обеспечивающую сохранение этих рамок. Факт, что тебе 10 лет, в будущем ты поднимешься в следующий класс, и тебе будет 11. Это позволяет пренебрегать 9-летними и не сопротивляться самой системе классификации. И если есть шанс подняться по общественной лестнице, ты не просишь изменить эту лестницу, иначе на что тебе подниматься?

Ей 15 лет, и она не ходит в школу. Ей 15 лет. Если она не пойдет в школу, с кем она будет? Не пострадает ли ее развитие? Как это так? Девочка пятнадцати лет будет сидеть дома вместо того, чтобы быть с детьми ее возраста? Она должна принадлежать к группе подруг того же возраста, которые могут участвовать в развитии вместе с ней. Это неестественно, быть одной.

Ему 21. Ему 21 год, он закончил армию, где он найдет себе друзей? Не пострадает ли его развитие, если он их не найдет? Не будет ли он одиноким? Ведь он не хочет постоянно сидеть дома один?

Какая разница? Перед 15-летней, которая не ходит в школу, и 21-летним стоит одна и та же проблема. И та же самая проблема стоит перед 30-летним, 35-летним и 50-летним.

Как я нахожу компанию? Не просто общество, которое будет фоном моего существования, а людей моего типа? Как я нахожу свой настоящий круг? Это не простая проблема, и у нее нет простого решения ни в каком возрасте. Раньше достаточно было пойти к колодцу, в центр деревни, чтобы встретить людей. Сегодня у нас нет такого “естественного” места. Человек закрыт за своими дверями, и если тебе не понадобилось чуть-чуть сахара, есть шанс, что ты никогда не познакомишься со своим соседом.

Несмотря на то, что это принципиальная проблема, существующая в нашей культуре во всех возрастах, мы, тем не менее, волнуемся, когда думаем о девочке пятнадцати лет без подруг. И намного меньше волнуемся, когда думаем о человеке, которому 35. Почему? Разве 35-летний, когда он один, менее одинок? Разве Всевышний сжалится только над детьми из детского сада и не сжалится над взрослыми? Нет. Это часть классификации, засевшей у нас в голове, и неестественного мышления, которое утверждает, что естественное место 15-летнего среди 15-летних. Это неправда.

Полезно быть одному. Это полезно, быть одному по собственному выбору. Точно так же, как полезно быть в обществе с другими людьми, если это выбираешь. И, конечно, вредно быть в обществе, когда ты нуждаешься в одиночестве. Если же это неподходящее общество, тогда возникает проблема. Проблема задирания. Проблема игнорирования. Проблема агрессивности, характерная для нашей культуры и не получающая решения в рамках классификации по возрасту. Проблемы создаются этой классификацией по возрасту, посредством насилия, принуждения детей, которых заставляют находиться в одновозрастном обществе.

Предпочтительнее, чтобы 15-летняя девочка уже сейчас начала заботиться о своем окружении, применяя творческий подход. И мы поможем ей вместо того, чтобы отодвигать эту проблему до того времени, когда ей будет 21 или 35. Есть два умения, которые необходимо освоить. Первое это научиться уравновешивать нашу потребность в людях: знать, когда быть одному, когда искать хорошего друга и когда пойти в компанию, чтобы побыть в обществе. Это не то, чему можно научиться, если ты постоянно обязана находиться в окружении людей одного возраста без всякого выбора.

Второе – это умение находить людей. Нам понятно, что 15-летняя девочка во имя своего душевного здоровья не должна находиться в обществе 30 людей одного возраста. Но, может быть, она нуждается в одной-двух близких подругах, которые совсем не обязательно ее возраста. И, возможно, она нуждается в месте, подразумевающем встречи с более широкой группой людей, к которой она, может быть, чувствует принадлежность. Месте, куда она может прийти по выбору, тогда, когда захочет.

Два этих обучающих момента тормозятся и подавляются посредством школьной реальности. Результат: если девочка не научится этому в 15-летнем возрасте, ей придется учиться этому в 21 год. Проблема в том, что к этому времени она уже приобрела плохие привычки и классифицированное мышление. Это значит, что она почти наверняка будет убегать от этого обучения, не найдет свою дорогу в открытом жизненном пространстве. Она воспроизведет для себя и своих детей культуру классификации. Возможно, в 40 лет она проснется и почувствует, что что-то тут не в порядке. А может быть, это не произойдет никогда.

Большая жизнь. Что я хочу сказать? Жизнь большая, она слишком велика для того, чтобы квалифицировать ее каким-либо способом. Нужно учиться освобождаться как культура и как личность. Мы не будем думать, что естественно и желательно в принудительном порядке проводить свое время с 30 людьми одного возраста.

Жизнь непрерывна. Мы созреваем в ней каждый в своем темпе, каждый в своем качестве, каждый со своими склонностями. Для каждого в ней есть место. Мы продолжаем созревать и развиваться всю жизнь. Все меняется. В расцветающей культуре, как я себе ее представляю, люди находятся друг с другом исключительно в силу своего выбора, без связи с возрастом. У людей есть широкое понимание, а не стереотипы жизни. Они ни в каком возрасте не испытывают потребность делать что-либо в силу возраста. Они осознают свою личность не массовой. Это же они ценят и в других. У них есть мужество быть личностью.

Статья Дана Лесери העוול שבמידור החד-גילי
Напечатанная в книге חינוך ביתי באופן טבעי
Перевод Керен Фишзон
Редакция Наталья Хмелик



Источник: https://magenmishpacha.wordpress.com/2011/02/19/%d0%bf%d0%be%d1%80%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%8
Категория: Мои статьи | Добавил: miniku (17.08.2016)
Просмотров: 62 | Теги: Педагогика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017