Наступил
юбилейный для российской анимации год - год 100-летия со дня первого
киносеанса отечественного мультфильма. Первым, кто отметит эту дату,
станет кинофестиваль архивного кино "Белые Столбы - 2012", который
традиционно пройдет в Госфильмофонде в начале февраля. В программе
фестиваля на сей раз уделено особенно много места анимационным показам,
открытиям, восстановлениям и находкам.
На фестивале будет показан тот самый фильм, с которого и отсчитываются 100 лет:
"ПРЕКРАСНАЯ ЛЮКАНИДА" ("Война усачей и рогачей")
Россия, А/О Ханжонков и К°, 1912 г., ч/б, кукольный, 230 метров
Автор фильма Владислав Старевич
После семи десятков лет забвения на экран возвращаются во всей своей
красоте и многоцветии советские мультипликационные фильмы, снятые по
отечественной трехцветной системе в 30-е годы прошлого века. Фильмы
представит историк анимации Николай Майоров.
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ
СССР, Мосфильм, 1938, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном,
позитив - метод хромированной желатины П.Мершина), кукольный, 13 мин.
Автор сценария и режиссер Сарра Мокиль
ДЕД ИВАН («Как дед Иван смерть прогнал»)
СССР, Союзмультфильм, 1939, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в
одном, позитив – метод хромированной желатины П.Мершина), рисованный, 23
мин.
Режиссер Александр Иванов
ТЕРЕМОК
СССР, Ленфильм, 1937, цветной (ч/б цветоделенный негатив 4 в одном,
позитив – 3-хцветный гидротип по методу ГОИ), рисованный, 8 мин.
Авторы сценария и режиссеры Александр Синицын, Виталий Сюмкин
ЗАВЕЩАНИЕ («Завещание пса-скотинки»)
СССР, Мосфильм, 1937, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном,
позитив - метод хромированной желатины П.Мершина), кукольный, 20 мин.
Сценарий и постановка Александра Птушко
ЛИСА И ВОЛК
СССР, Мосфильм, 1936, цветной (ч/б цветоделенный негатив 3 в одном,
позитив - метод хромированной желатины П.Мершина), кукольный, 21 мин.
Первый советский цветной мультипликационный фильм по трехцветной системе П.М.Мершина.
Автор и художественный руководитель Александр Птушко
Режиссер и художник кукол Сарра Мокиль
В программе "АРХИВНЫЕ НАХОДКИ" будут представлены фрагменты из фильмов Б.И.Антоновского
"Смотри в корень" (Ленинградская фабрика «Союзкино», 1930 г., ч/б,
немой, рисованный, 260 метров.) и "Они и мы" (Ленинградская фабрика
«Союзкино», 1931 г., ч/б, немой, рисованный, 310 метров.)
В программу «Неизвестный Норштейн» включены две работы выдающегося мастера отечественной мультипликации Юрия Борисовича Норштейна
, которые отсутствуют в коллекции Госфильмофонда, но к середине 2000-х
годов сохранялись в фильмотеках киностудии «Союзмультфильм» и Высших
курсов сценаристов и режиссеров в виде позитивных копий.
«Дети и спички» - одна из ранних режиссерских работ Ю.Б.Норштейна,
которая, как правило, не упоминается его биографами и не включается в
фильмографические справки. Это короткий фильм о правилах обращения с
огнем, снятый по заказу Управления пожарной охраны в 1969 году. Как и
многие другие заказные фильмы 1960-80-х годов, снятые на
«Союзмультфильме», он чудом сохранился на фильмотеке студии в
единственной копии. Других экземпляров картины пока не обнаружено.
Вторая работа – экспериментальный широкоэкранный ролик, снятый
Ф.С.Хитруком и Ю.Б.Норштейном в 1977 году. Он представляет собой «эскиз»
одного из эпизодов задуманной Ф.С.Хитруком масштабной постановки «За
день до нашей эры», приуроченной к 60-летию Октябрьской революции и
рассказывающий об истории мирового революционного движения и об Октябре
1917 года как сконцентрированном воплощении идей и чаяний участников
всех предшествующих революций. К этой постановке был привлечен
Ю.Б.Норштейн, но она осталась неосуществленной по решению самих авторов,
которые после ознакомления с историческими и художественными
материалами пережили разочарование в революционных идеалах. Снятый
фрагмент посвящен истории Великой Французской революции и, будучи
извлечен из контекста всего замысла, очень точно выражает авторское
расставание с историческими иллюзиями.
Также будут представлены программы "К 50-ЛЕТИЮ КИНОЖУРНАЛА «ФИТИЛЬ»" и
"ПРОГРАММА «ПОЛОЧНОЙ» АНИМАЦИИ", которые подготовил историк анимации Георгий Бородин
.
ИСТОЧНИК
|